На главную
www.Mini-Portal.ru

..

НОВОСТИ:
..........................................

   HardWare.

   Интернет.

   Технологии.

   Телефоны.

   Нетбуки.

   Планшеты.

   Ультрабуки.
..............................

.............................................

Поиск по сайту:

.............................................

.............................................

.............................................

..........................................

.............................................

Яндекс.Погода
Философия на mini-portal.ru
Далее:  ГЛАВА 3. п.4 >>

ГЛАВА III. СУБЪЕКТ НАУКИ ФЕНОМЕНОЛИСТСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ



 Литературная версия экзистенциализма – это не только демонстрация ненаучными средствами, но и компенсация “неэкзистенциальности” научных средств, которые используются теорией экзистенциализма.
Научная терминология средства, используемая для изображения отдельного человека, не приводит в теоретическом экзистенциализме к превращению отдельного человека в другого индивида, в теоретического человека – это способ выразить одно через другое. Они используются так же, как и краски художником, который пишет портрет отдельного человека, а не человека вообще.
Можно попытаться выразить это и в другой форме: теория и формы теоретического мышления в экзистенциализме скорее не средства исследования какой-то проблемы, сколько тот материал, в котором особенности миросозерцания определенной части населения земли находят свое отражение. Эта специфическая черта экзистенциализма, присущая уже в некоторой слабой форме философии жизни в ее бергсоновском и ницшианском вариантах, заставляет, требует использовать здесь другую форму философского анализа и другие способы критического исследования, чем те, которые применяются в исследовании традиционной философией.
При анализе экзистенциализма в гораздо меньшей степени возможен спор по отдельным, конкретным вопросам. Поскольку для того, чтобы такой спор был плодотворным или просто мог иметь место, необходимы некоторые существенные точки соприкосновения во взглядах сторон, которые ведут дискуссию. Экзистенциализм, к примеру, это не теория познания в привычном понимании. Поэтому, если поставить вопрос «познаваем ли мир или нет» перед Хайдеггером или Сартром, то данный вопрос и вся проблематика с ним связанная, повиснет в воздухе. В рамках экзистенциальных проблем, вопрос о том, познаваем ли мир, бессмысленен. В привычном, общепризнанном смысле, истина – это, прежде всего, некоторое отношение между содержанием наших представлений об объекте  с самим этим объектом. Для экзистенциализма истина – это, прежде всего, некоторый способ и форма переживания. В общепринятом, расхожем смысле истина в период Аристотеля, Коперника, Галилея,  Ньютона, Майкельсона, Эйнштейна одна и та же. Истина есть истина, они лишь по-своему в разных условиях обосновывают ее.
Согласно экзистенциализму, оказывается, что для Коперника истина не отделима от его собственной судьбы, как, впрочем, и для других. Ему было крайне трудно, мучительно страшно обнародовать свою теорию, вступить в конфликт с веками устоявшейся верой в геоцентрическое устройство вселенной. Весть об издании его книги «О вращениях небесных сфер» (1543 год) застает Коперника на смертном одре. Решение опубликовать свою теорию лишило его последних сил. Тем не менее, Коперник не может отказаться от своих взглядов не только потому, что он тем самым отказался бы от выращенной им великолепной жемчужины. Этот отказ означал бы отказ от того ценного, что есть в нем самом, то есть отказ от своей души, а душа для христианина имеет непреходящую ценность по сравнению с телом. Защищать эту самую истину, как и свою собственную душу, кроме тебя самого никто не будет. Она твоя. Ты и есть на самом деле то, что она есть. Она с тобой вместе...
Джордано Бруно за свою истину, за свой мир, за свой способ переживания мира, предпочел пойти на костер.
Истина Галилея, с точки зрения экзистенциализма, имеет существенно иные характеристики. Галилей  предпочел прекратить пытку и отказаться от своей книги.
Другими словами истина останется истиной, что бы вы со мной ни сделали. Она сильней меня. Она вне меня. Это уже другое положение, другой способ переживания.
В силу такого подхода, экзистенциалистское понимание и теория познания, основанная на теории отражения, не имеют общих точек соприкосновения.
Экзистенциализм – это и своеобразная онтология, то есть «учение о бытии», но совсем другое, чем тот мир, о котором рассуждали традиционные метафизики. Мир экзистенциализма, его онтология — это мир человеческой субъективности. Эксплицировать экзистенциалистское понимание можно, лишь об-судив вопрос о принципиальной правомерности или  неправомерности этого подхода, о его универсальности или ограниченности.
Экзистенциализм – это скорее способ переживания и анализ этого способа переживания, нежели форма теоретического освоения действительности как объективного мира. Этим и определяются специфические трудности анализа этого философского направления.
Экзистенциализм – одно из направлений, выросшее из феноменологии. Блестящие успехи научных исследований сопровождались, по позднему Гуссерлю, ростом отчуждения между наукой и личностью человека. Решая мировые проблемы, отвечая на мировые загадки, изучая строение атома и космоса, наука проглядела мир интересов и забот отдельного человека и поэтому потеряла его доверие. Она стала агуманистичной и даже антигуманной. Более того, мир, созданный и пересозданный наукой, не освободил человека от страхов, страданий, сомнений и даже усилил эти моменты.
Стремление понять бытие рационалистски привело к росту иррациональности того реального мира, в котором живет каждый. Эта общая установка, общее настроение может вести к двум типам выводов и результатов. С одной стороны, к выводу об окончательном и безысходном тупике научного подхода и научного мышления в целом. Отсюда антисциентизм ультралевых гуманитариев наших дней. С другой стороны, к попыткам переориентировать научное мышление, так изменив и дополнив его предмет и метод, что человеческие проблемы станут доступными ему.
В экзистенциализме переплелись оба эти подхода. Так, один из первых экзистенциалистов, Мартин Хайдеггер, начинает свою карьеру как теоретик, пользующийся достаточно традиционным для философа науки интеллектуальным вооружением, и заканчивает ее на пути мифопоэтического творчества.

Далее:  ГЛАВА 3. п.4 >>

Все права защищены © Copyright
Философия на mini-portal.ru

Проявляйте уважение!
При копировании материала, ставьте прямую ссылку на наш сайт!