На главную
www.Mini-Portal.ru

..

НОВОСТИ:
..........................................

   HardWare.

   Интернет.

   Технологии.

   Телефоны.

   Нетбуки.

   Планшеты.

   Ультрабуки.
..............................

.............................................

Поиск по сайту:

.............................................

.............................................

.............................................

Архив новостей:
..........................................

.............................................

Яндекс.Погода.
Философия на mini-portal.ru
Далее:  Заключение >>


  Выводы:

 1. Конвенционализм является одной из важнейших парадигм такого раздела философии науки как гносология науки, исследующего природу научного знания, его структуру, способы построения и критерии истинности научного знания.
 2. Возникновение конвенционалистской гносеологии  науки на рубеже XIX – XX вв. является вполне закономерным. Важнейшими философскими и конкретнонаучными предпосылками («корнями») возникновения и развития конвенционализма являются следующие: философские – кризис естественнонаучного материализма в его наивно-созерцательной форме, неудачи методологических программ классического эмпирико-индуктивизма и рационализма, распространение и усиление в обществе идей релятивизма, творчества, гуманизма; конкретнонаучные – возрастание абстрактности и степени общности естественнонаучных теорий, постоянное и сознательное использование гипотезы в качестве необходимой и важнейшей формы развития научного знания, динамичное и резкое изменение понятийного аппарата науки, осознание конвенционального характера языка науки и семантики научных терминов, осознание неоднозначного характера связи теории и факта, резкое возрастание числа конкурирующих теорий, описывающих один и тот же круг эмпирических данных.
 3. Конвеционалистская эпистемология имеет не только общее содержание, но и различные варианты реализации, что свидетельствует о ее значительном эвристическом потенциале. конвенционалистской эпистемологии. Наиболее значимыми вариантами конвенционалистской эпистемологии являются: классический умеренный конвенционализм А. Пуанкаре, геохронометрический конвенционализм А. Грюнбаума, «радикальный конвенционализм» К. Айдукевича, «принцип терпимости» Р. Карнапа, конвенционализм решений К. Поппера, критический конвенционализм И. Лакатоса
 4. А.Пуанкаре распространил конвенционалистскую точку зрения на природу как теоретических, так и эмпирических научных истин, а также на область научного языка в целом, однако считал, что конвенционализм в науке все же ограничен: снизу – «сырыми» фактами и инвариантными связями этих фактов, а сверху – синтетическими суждениями априори, интуицией и требованием непротиворечивости, которые также ограничивают произвольность принятия соглашений.
 5. А. Грюнбаум подчеркивал роль конвенций на эмпирическом уровне исследования при выборе единиц измерения и в процессе измерения, на этом основании он пришел к выводу о конвенциональном характере физических законов.
 6. К. Айдукевич абсолютизировал значение конвенционального характера научных языков и семантики научных терминов. Теоретический и эмпирический уровень научного знания оказываются у него полностью конвенциональными.
 7. Р. Карнап осознал, что последовательное развертывание «принципа терпимости» в методологическую доктрину потребовало бы признания того факта, что все научное знание является чисто конвенциональным построением, отказывается от конвенционализма как методологической доктрины, но тем не менее сохраняет ряд конвенционалистских установок. Они проявляются у Карнапа в отношении к языку науки, к концептуальному аппарату теории, к проблеме построения теоретических систем, классификации научных понятий, к проблеме выбора и определения единиц измерения и т.д.
 8. По мнению К. Поппера эмпирический базис науки полностью конвенционален, в силу этого он вынужден признать и теоретические построения частично конвенциональными.
 9. И. Лакатос распространяет конвенционалистский подход на методологию науки. Это вынуждает Лакатоса характеризовать теоретическое знание как конвенциональное построение, что в свою очередь детерминирует конвенциональность и эмпирического знания.
 10. В науке существуют следующие разновидности конвенций: семантическая, эмпирическая, теоретическая, метатеретическая. Семантическая конвенция является абсолютно необходимой для построения любого научного языка, четкой  формулировки концептуального аппарата теории, для формализации научного знания. Семантические, эмпирические и теоретические конвенции играют важную и необходимую роль в процессе научного познания, в процессе взаимодействия эмпирического и теоретического уровней научного знания, в осуществлении связи научного знания с объективной действительностью.
 11. Наряду с научными конвенциями столь же необходимую роль в научном познании играет противоположность семантической конвенции – метафора. Конвенция и метафора находятся в отношении дополнительности по отношению друг к другу, являясь двумя необходимыми лингвистическими инструментами при создании целостного научного образа моделируемой в науке действительности. Конвенциональное и метафорическое использование слов научного языка создает возможности для сохранения непрерывности семантической системы.
 12. Конвенции имеют место не только на эмпирическом и теоретическом уровнях научного знания, но и на его метатеоретическом уровне, на уровне общенаучнгых и философских категорий и принципов науки. Например, это достаточно четко видно на примере использования в науке категорий причинности и детерминизма, а также решения вопроса об их соотношении. В современной философии науки существует четыре решения этого вопроса:
1) объемы понятий «детерминизм» и «причинность» полностью совпадают и принцип детерминизма тождественен принципу причинности;
2) объемы понятий «детерминизм» и «причинность» полностью нсовпадают;
3) принцип детерминизма уже принципа причинности;
4) принцип детерминизма шире принципа причинности.

  Различное понимание причинности и детерминизма не является произвольной игрой ума философов или ученых, или только с чисто логическим построением возможных вариантов, а связано с определенными этапами развития содержания конкретно-научного знания и прежде всего физических теорий. Отсюда исторический характер тех конвенций, которые связаны с понятиями «причинность» и «детерминизм».

Далее:  Заключение >>

Все права защищены © Copyright
Философия на mini-portal.ru

Проявляйте уважение!
При копировании материала, ставьте прямую ссылку на наш сайт!