На главную
www.Mini-Portal.ru

..

НОВОСТИ:
..........................................

   HardWare.

   Интернет.

   Технологии.

   Телефоны.

   Нетбуки.

   Планшеты.

   Ультрабуки.
..............................

.............................................

Поиск по сайту:

.............................................

.............................................

.............................................

..........................................

.............................................

Яндекс.Погода
Философия на mini-portal.ru
Далее:  Глава 1, $2 >>

Глава I. Познание, творчество, созидание. Знание, Нравственность, красота

§ 1. Смена познавательных парадигм — переход  от эпохи Просвещения к эпохе романтизма

“Бог, свобода и бессмертие – вот те задачи, к решению которых направлены все средства метафизики как в своей последней и единственной цели”.
И.Кант.

Расцвет философии в Германии в конце ХVIII и начале ХIХ вв. связан c именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Конец ХVIII века – это конец эпохи Просвещения и начало эпохи романтизма, то есть период господства совершенно иного мировоззрения. Переходной фигурой этого периода смещения от одного типа мировоззрения к другому является И.Кант.
Молодой докритический Кант по своему духу – философ Просвещения. Он разделяет все основные установки эпохи. Зрелый Кант, Кант критического периода, ограничил возможности познающего субъекта, научного сознания миром природных явлений, создав тем самым методологические предпосылки нового подхода к объяснению мира. Тем самым он убедительно показал ограниченность возможности научного мышления, что привело к переосмыслению статуса науки, ее роли в жизни общества.
Просветительская установка, согласно которой прогресс общества определяется прогрессом науки, развитие науки ведет к повышению уровня материального обеспечения и росту нравственности, не оправдала себя. Требовалась иная мировоззренческая парадигма. Теперь наука уже не могла быть в центре внимания европейских интеллектуалов. Европейская интеллигенция в очередной раз переоткрыла для себя культуру в ее историческом развитии. И началом этого переоткрытия послужили критицизм Канта и деятельность немецких романтиков Йенской школы (братья Шлегели, Новалис и другие).
И идеи Канта, и идеи романтизма уходят своими корнями в средневековую христианскую культуру, когда человек открывает себя как личность, самосознание и открывает историю, когда он начинает рассматривать себя и общество как исторический процесс.
В эпоху Просвещения все, что не наука, не заслуживает внимания. Даже искусство и литература, несмотря на все их достоинства, второстепенны и не выдерживают сравнения с наукой. Да и прекрасное сводится к истине (позиция классицизма). Мифы, предания, легенды – все это плоды донаучной стадии. А стало быть, от них нет никакой пользы. Религия – это антинаучная форма человеческой культуры, а стало быть, это ужасно. И если ее нельзя запретить, то нужно отдать все силы для ее критики и борьбы с ней. От религиозных традиций, конфессий нужно отказаться, как от чего-то недостойного и унизительного для человека. Нужно упразднить все национальные и конфессиональные границы и различия, получить рафинированного человека не в идеале, а на деле. А для этого нужно как можно больше научных открытий и образованных людей. Когда число последних превысит 51%, то человечество станет счастливым. Но как писали Ильф и Петров в своих “Записных книжках”: “Думали, что будет радио, и наступит счастье, но радио есть, а счастья все нет” [см.: 21].
С позиции сегодняшнего дня, конечно же, легко критиковать любую эпоху и любого мыслителя прошлого. Однако не следует забывать, что развитие человеческой культуры, смена мировоззрений  – это не прямая лестница, где каждая верхняя ступенька “отрицает” все предыдущие. Человеческая культура  – сложное, полинарное образование. Возникнув, формы культуры, мировоззрений, системы ценностей различных эпох не исчезают, сосуществуют в одном культурном пространстве и взаимодействуют. И если бы было иначе, то культурные процессы протекали бы аналогично природным. В каждую новую эпоху человеку пришлось бы заново создавать свою культуру с нуля, что, слава Богу, невозможно.
Кант ограничил сферу науки, романтики сформировали отношение к науке как к одной из форм культуры. Мифы, легенды, сказания и фольклор рассматриваются уже не как плод невежества и неразвитости, а как очень важная и интересная часть человеческой культуры, которая заслуживает не критики, а глубокого анализа. Без такого анализа невозможно понять культурные традиции и характер наций. Без этого нельзя научиться уважению к культурным традициям народов. Нельзя понять общество как законченное национальное образование. Меняется и отношение к языку. Язык начинает рассматриваться не как система обозначения, в том числе и продуктов мыслительной деятельности, разделяющий народы, а как явление культуры, та кухня, на которой происходит зарождение самобытности нации. Особенности культурных традиций народов, национальные границы, конфессиональность вероисповедания признаются естественными правами народов. Теперь уже истина сводится к прекрасному. Искусство рассматривается как важнейшая форма культуры и человеческой деятельности. Именно ей доступно непосредственное и целостное схватывание объекта, познание сущности мира, “Органоном философии” [69: 242] называл ее идеолог романтизма Шеллинг.
Уважение и любовь к культурным традициям нации, утверждаемые немецкими романтиками, оказали существенное влияние на становление славянофильства, в особенности на почвенников в России 1ой половине ХIХ в. Русский символизм “серебряного века” своими корнями уходит в эстетику Канта и немецкого романтизма. В заключение подчеркну, что система ценностей, в которых живет современный человек, во многом обязана эпохе романтизма. Только в конце ХХ века намечается переход от эпохи романтизма к эпохе экзистирующего человека.
Знание и познающий в кантовской метатеории (наукоучении). Всю жизнь И.Кант (1724–1804 гг.) провел в Кенигсберге (теперешний Калининград), не покидая его даже на короткое время. Могила Канта сохранилась. При случае можете навестить и положить букетик цветов.
Родился Кант в семье ремесленника: его предки были выходцами из Шотландии. В семье царили строгие нравы протестантской морали. Трудолюбие и стремление к трудовой аскезе Кант усвоил в раннем возрасте. Способности Канта были замечены еще в детстве. Он с успехом окончил латинскую школу (аналог нашей средней школы) и в 1745 году – университет. Десять лет Кант работает домашним учителем, самостоятельно изучает физику, астрономию, философию. В 1755 году он защитил диссертацию по проблеме принципов метафизического знания и получил звание приватдоцента. Поработав еще 15 лет помощником библиотекаря, в 1770 году  вступает в должность профессора логики и метафизики, в которой  Кант и прослужил до 1797 года.
Кант не создал семьи, он всего себя посвятил научной и преподавательской работе. Обладая слабым здоровьем от рождения, он смог выдержать эту творческую аскезу, благодаря очень строгому распорядку своей жизни. Жители Кенигсберга сверяли свои часы не по часам на городской ратуше, а по времени, когда господин Философ выходил на прогулку. И только два раза эти часы не сработали: в первый раз – когда Кант опоздал на прогулку, зачитавшись Руссо, во второй – когда господин Философ был взволнован вестью о Французской революции.
Творчество Канта делится на два периода: докритический (до начала 70х годов) и критический. В докритический период Кант, продолжая традиции философов ХVII века, в основном занимается естествознанием. Наибольший интерес у него вызывает математика, астрономия, физика. Кант получает оригинальные результаты. К примеру, привносит эволюционный момент в космогонию, создав теорию происхождения солнечной системы из газовой туманности.
Занимаясь естествознанием, Кант все более и более сосредотачивает внимание на условиях познания, на возможностях познающего субъекта. В 70х годах Кант, по сути дела, создает новую философскую систему, в центре внимания которой находится не проблема науки, а проблема человека, его субъективности. Главными вопросами для Канта критического периода являются: “Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?” [22: 661]. На первый вопрос призвана ответить теория познания, на второй – этика, на третий – учение о религии (“Религия с точки зрения разума”). Все работы Канта критического периода (среди которых выделяются – “Критика чистого разума” 1781 г., “Критика практического разума” 1788 г., “Критика способности суждения” 1790 г.) пытаются ответить на эти вопросы. Все эти вопросы объединяются одной проблемой – что такое человек? Исследование данной проблемы – вот глобальная задача философской деятельности зрелого Канта. Завершающим трудом по этой проблеме, по замыслу Канта, должна быть “Антропология”, по которой у Канта был наработан огромный материал и разработан многолетний цикл лекций. Но силы оставили стареющего Канта, и ему не удалось завершить эту работу, о чем он с горечью писал в своих письмах. Вполне возможно, что по завершении этой работы мы бы имели дело с другим, посткритичным Кантом, с Кантом периода антропологической философии. Но, к сожалению, этого не случилось.

Далее:  Глава 1, $2 >>

Все права защищены © Copyright
Философия на mini-portal.ru

Проявляйте уважение!
При копировании материала, ставьте прямую ссылку на наш сайт!

Участник Рамблер ТОП 100