На главную
www.Mini-Portal.ru

..

НОВОСТИ:
..........................................

   HardWare.

   Интернет.

   Технологии.

   Телефоны.

   Нетбуки.

   Планшеты.

   Ультрабуки.
..............................

.............................................

Поиск по сайту:

.............................................

.............................................

.............................................

..........................................

.............................................

Яндекс.Погода
Философия на mini-portal.ru
Далее:  Глава 2, $2 >>

ГЛАВА II. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФИЯ ДЕЙСТВИЯ

“…Я призван для того, чтобы свидетельствовать об истине, моя жизнь и моя судьба не имеют значения; влияние моей жизни бесконечно велико. Я – жрец истины, я служу ей, я обязан сделать для нее все – и дерзать, и страдать …”
И.Фихте

§ 1. Наукоучение и нравственный закон

Фихте принимает философию Канта по своему духу, по своей направленности, но не повторяет ее, а отталкивается от нее. То, что у Канта было результатом исследования, у Фихте стало началом. И дело не только в том, что он жил позже Канта и является “незаконнорожденным” правопреемником кантовской философии, а в том, что это совершенно разные люди, хотя и одного типа культуры (протестантской), да и жили они в разные эпохи. Фихте вслед за Кантом считал, что философия не только является фундаментом всего знания, но должна обнаружить условие, делающее достоверным все знание. Другими словами, из трансцендентальной апперцепции, чистого “Я”, абсолютной деятельности, вывести не только форму, но и содержание научного знания. Поэтому свой основной труд Фихте назвал “Наукоучение”.
Шеллинг говорил: “Каков человек, такова и его философия” [71: 258]. Это не раз утверждал и Фихте. Фихте был глубоко деятельной натурой и строил философию действия, философию свободы. А о Канте недаром говорили, что жители Кенигсберга сверяли свои часы по времени выхода господина Философа на прогулку.
Если молодой Кант начинает как просветитель, а затем отказывается от идей Просвещения и подготавливает идейную базу романтизма, то Фихте начинает свою сознательную философскую деятельность уже в эпоху романтизма. Эпоха романтизма – это всплеск духовной культуры, гуманитарного знания, связанного с изучением искусства, мифа, религии, языка, истории.
Ограничив познавательные возможности субъекта, Кант сделал человека жителем двух миров – мира свободы (общества) и мира необходимости (природы). Фихте, преодолев кантовскую “вещь в себе”, весь мир сразу же включает в орбиту деятельности человека. Кантовский результат, его нравственный закон: “Поступай так, чтобы максима твоей воли во всякое время могла стать основой всеобщего законодательства” [23: 347] – стал и началом и краеугольным камнем фихтовской философии. Для Фихте, как и для Канта, человек – цель, самоцель, а не средство. “Человек есть, потому что он есть, а поэтому человек должен быть тем, что он есть, просто потому, что он есть” [60: 727]. Свободный человек, строящий из себя свой ряд, свое поведение, есть человек нравственный. Автономная воля Канта становится свободной волей Фихте. Общечеловеческое в морали у них стало определяющим родовую сущность человека. Нравственный закон у Фихте звучит несколько иначе: “Действуй так, чтобы закон твоей воли был вечным законом” [90: 226]. Здесь проявляется новый акцент – действие.

 

Далее:  Глава 2, $2 >>

Все права защищены © Copyright
Философия на mini-portal.ru

Проявляйте уважение!
При копировании материала, ставьте прямую ссылку на наш сайт!

Участник Рамблер ТОП 100