На главную
www.Mini-Portal.ru

..

НОВОСТИ:
..........................................

   HardWare.

   Интернет.

   Технологии.

   Телефоны.

   Нетбуки.

   Планшеты.

   Ультрабуки.
..............................

.............................................

Поиск по сайту:

Подробная информация виброметр купить у нас на сайте.
.............................................

.............................................

.............................................

Архив новостей:
..........................................

.............................................

Яндекс.Погода.
Философия на mini-portal.ru
Далее:  Глава 2, $4 >>

ГЛАВА II. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФИЯ ДЕЙСТВИЯ

§ 3. Чистое “Я” и эмпирическое “Я”

Опыт взаимодействия и результат взаимодействия “Я” и “не-Я” Фихте называет культурой. Культура есть форма освоения человеком мира. Степень развития “Я” выражает уровень развития человеческой культуры. Поэтому не только наука (что характерно для эпохи Просвещения), но и искусство, литература, религия, мифология, история включаются в сферу человеческого интереса, деятельности на равных условиях.
Наши действия, как действия эмпирических людей, “Я”, определяются воздействием “не-Я”, миром необходимостей, миром чувственности, внешней и внутренней. Поэтому перед нами всегда стоит выбор – остаться лишь эмпирическими “Я”, подчинив себя необходимости и чувственности, и тогда потерять “Я”, стать частью природы, или сохранить “Я” и подчинить себе “не-Я”, освоить “не-Я”, окультурить “не-Я”.
Философия Фихте – это философия действия, философия свободы. А свобода предполагает не только свободу добра, но и свободу зла. Зло тоже необходимо, по мнению Бердяева, хотя бы для того, чтобы душа не была изнасилована добром. Свобода – это всегда испытание, это всегда выбор, за который человек несет ответственность перед самим собой, перед обществом, перед Богом. Свобода Фихте – это свобода не – ОТ (как у Диогена – киника, хиппи), а свобода – ДЛЯ… Сохранение человеческой сущности, чистого “Я” требует выбора в пользу добра, свободы для созидания добра. Этот принцип становится отныне эксплицитным выражением философского мировоззрения.
Чистое “Я” должно так изменить эмпирическое “Я”, чтобы внешний и внутренний мир достигали единства в чистом “Я”. Это единство, это согласование достигается за счет победы “Я”, чистого, абсолютного “Я”, ведь оно полагает “Я” и “не-Я”. Эта победа лишь временна, победа на определенном этапе развития культуры. Процесс взаимодействия “Я” и “не-Я”, развития культуры продолжается, уходя в бесконечность.
Чтобы взаимодействие “Я” и “не-Я” было действительно культурой, чтобы человек изучил, познал, освоил, преобразовал себя и внешний мир, исходя из нравственного закона, он не должен отказываться от своей чувственности и мира чувственных вещей, а должен воспитать, преобразовать чувственность и внешнюю и внутреннюю. Отказ от чувственности, ее отрицание, есть грех для человека христианской, европейской культуры, так же как и самоубийство (отказ от плоти), есть Смертный Грех. “… Чувственность должна подвергнуться культуре. Это последнее и наивысшее из того, что с ней можно сделать” [60: 730]. Совершенное согласие человека с самим собой и возможное согласие между человеком и чувственными вещами являются высшей целью человека. Его назначение и высшее добро – осуществление этой цели. И достигается это “только посредством действия, а не пустого мечтания, только посредством действия в обществе и для общества человек выполняет свой долг” [90: 629]. ”… Кто заботится только о самом себе, тот, с моральной точки зрения, не заботится даже о себе, т.к. его конечная цель – забота обо всем человеческом роде” [90: 628629]. Добровольное подчинение долгу, служение человечеству – в этом и заключается свобода по Фихте. Свобода как познание необходимости, как родового понятия и добровольное подчинение себя этой необходимости. Оставаясь в границах теоретической мысли, Фихте сохраняет основной пафос “Наукоучения”: “Мир существует только в знании, и само знание есть мир, поэтому мир опосредствованным путем (именно — через посредство знания) есть само бытие Бога, как знание есть непосредственно это бытие. <…> Знание есть, как сказано, существование, проявление, совершенное отображение божественной силы. Поэтому оно существует само для себя: знание становится самосознанием; и в этом самосознании оно есть для себя собственная, основывающаяся на себе сила, свобода и деятельность, ибо оно есть отражение божественной силы, оно есть все это, как знание, т. е. вечно непрерывно воспроизводит в себе все большую внутреннюю ясность знания, развивая последнюю на определенном предмете знания, от которого оно отправляется” [62: 137]. “Знание существует действительно самостоятельно и само в себе, а именно это знание есть свободная и самостоятельная жизнь” [63: 541].Методология стала мировоззрением.

 

Далее:  Глава 2, $4 >>

Все права защищены © Copyright
Философия на mini-portal.ru

Проявляйте уважение!
При копировании материала, ставьте прямую ссылку на наш сайт!

Участник Рамблер ТОП 100