На главную
www.Mini-Portal.ru

..

НОВОСТИ:
..........................................

   HardWare.

   Интернет.

   Технологии.

   Телефоны.

   Нетбуки.

   Планшеты.

   Ультрабуки.
..............................

.............................................

Поиск по сайту:

.............................................

.............................................

.............................................

Архив новостей:
..........................................

.............................................

Яндекс.Погода.
Философия на mini-portal.ru
Далее:  Глава 3, $1 >>

ГЛАВА II. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФИЯ ДЕЙСТВИЯ

§ 4. Проекция на будущее

Таким образом, понимание свободы у Фихте распадается на две части: на теоретическую – свобода как знание, точнее, как знание знания, т.е. условие знания, что относится к сфере чистой мысли, и практическую – подчинение необходимости, что вполне созвучно идеям стоиков и Спинозы. Если молодой Фихте – горячий защитник республиканских свобод, то позже – Фихте становится сторонником тоталитарной системы. В силу деятельности своей натуры Фихте пишет в 1802 г. политический трактат “Замкнутое торговое государство” и предлагает его политическим деятелям Пруссии для практической реализации.
Данное произведение Фихте относится к жанру социальной утопии, знакомого вам уже по творчеству Платона, Т. Кампанеллы и Т. Мора. Уже в самом названии заложено противоречие: “торговое государство” не может быть замкнутым, а замкнутое государство – торговым. Суть такого государства Фихте формулирует следующим образом: “Правовое государство является замкнутою совокупностью множества людей, подчиненных одним и тем же законам и одной и той же высшей принудительной власти. Эта совокупность людей должна быть впредь ограничена взаимным промыслом и торговлей друг с другом и друг для друга; всякий, кто не подчинен одним и тем же законам и принудительной власти, должен быть отстранен и от участия в этом общении. Эта совокупность образовала бы тогда торговое государство и именно замкнутое торговое государство, как в настоящее время она образует замкнутое правовое государство” [64: 228].
С чего начать? Как и всякая социальная утопия, предлагающая модель тоталитарного общества, фихтевская модель предполагает коренное изменение характера собственности. Понятие собственности как владения заменяется на понятие собственности как определенного вида деятельности с вещами. По сути дела, как право на ту или иную профессию. Фихте так выражает эту идею: “Это право исключения посторонней деятельности и является, поэтому, действительным основанием права собственности на вещи” [64: 285]. “Исключительное право собственности на деятельность может иметь, наоборот, место без какой бы то  ни было собственности на вещи” [64: 285]. Даже собственность на землю, которая в Прусском праве считается священной, радикально меняется: “Земля – Божья. Человеку предоставлена только возможность целесообразно ее обрабатывать и использовать” [64:283].
Теперь, когда государство оказывается единственным собственником, владельцем всего, его задачей становится обеспечение каждого работой и куском хлеба. Для этого необходимо централизованное планирование производства и регламентация поведения человека. С этой целью происходит строгое распределение людей по отраслям производства (что является аналогом средневековой цеховой корпорации) и строгое определение количества товаров, производимых отраслями. Торговля как таковая отсутствует, обмен продукции между отраслями и производителями происходит в строго определенных пропорциях и по твердым ценам, установленными правительством. В этом случае все будут сыты и не будет экономических неприятностей.
Общество делится на сословия. Мастера производят сырье, художники его обрабатывают, купцы занимаются обменом продукции. Деньги в таком обществе отсутствуют. Фихте не так наивен, как может показаться на первый взгляд. Он отдает себе отчет в том, что такой неестественной  организации общества человек будет активно сопротивляться. Вот поэтому в фихтевском проекте предполагается создание мощного разветвленного полицейского аппарата. После того как в этих условиях вырастает новое поколение, то люди такое состояние не будут считать противоестественным. Чтобы поддержать такое состояние, государство должно создавать систему воспитательных учреждений, полностью изолироваться от остального мира, а необходимую продукцию полностью производить внутри страны. Именно в таком обществе, по мнению Фихте, установится царство свободы, т.к. все будут жить по закону нравственности: “Действуй так, чтобы закон твоей воли был вечным законом” [90: 226]. Думается, что в данном контексте фихтевская максима наполняется иным содержанием, противоположным первоначальному замыслу. Он уже не бодрит, не радует, а устрашает.
Данную работу Фихте сочинил не по злому умыслу, а исходя из благих побуждений. Остро переживая раздробленность Германии, ее оккупацию наполеоновскими войсками, Фихте ищет выход в национальном объединении Германии под предводительством Пруссии и восстановлении Германии в ее национальных границах, в ее национальной изоляции. Данные идеи Фихте не были приняты тогдашними практическими политиками. В условиях фашистской Германии идеологи бесстыдно использовали патриотические идеи Фихте при проведении своей политики меча в экономике.
Показательна первая часть той фразы Фихте, окончание которой стало эпиграфом к данной главе: “Также и мне, в частности, доверена культура моего века и следующих эпох; и на моих работах родится путь грядущих поколений, мировая история наций, которые должны еще появиться” [60: 52].
В заключение отметим, что после 1802 года Фихте, вдохновленный Евангелием от Иоанна, переходит от понимания “Я” как абсолютной деятельности, к пониманию “Я” как абсолютного бытия, т.е. Бога. В связи с этим проблема бессмертия души приобретает очень важное значение в его философской системе. Как в свое время Кант, чувствуя невозможность реализации категорического императива в условиях обыденной практической человеческой жизни, переносит осуществление реализации человеком себя как свободного, нравственного в потусторонний мир, так и Фихте, по сути дела, переносит в этот мир полную реализацию идей свободы, нравственности. Но деятельная натура Фихте требует, чтобы это началось уже здесь и сейчас: “Я вступаю в надземный мир не только, когда я буду вырван из общей связи земного мира. Я уже существую и живу в нем гораздо реальнее, чем в земной жизни … То, что вы называете миром, небом, лежит не за гробом, оно уже здесь, окружает нашу природу, и свет его светит в каждом чистом сердце” [61: 186187]. Так Фихте пытается выразить одну из основных мировоззренческих максим христианства, которая требует от человека не изменений бытия и даже не переоценку бытия, а переоценку самого себя, преобразования своего внутреннего духовного мира, своего “Я”. Христианская максима изменения себя у Фихте развертывается на фоне постоянно маячащего за плечами пантеизма, что свойственно многим мыслителям протестантской культуры.

 

Далее:  Глава 3, $1 >>

Все права защищены © Copyright
Философия на mini-portal.ru

Проявляйте уважение!
При копировании материала, ставьте прямую ссылку на наш сайт!

Участник Рамблер ТОП 100