На главную
www.Mini-Portal.ru

..

НОВОСТИ:
..........................................

   HardWare.

   Интернет.

   Технологии.

   Телефоны.

   Нетбуки.

   Планшеты.

   Ультрабуки.
..............................

.............................................

Поиск по сайту:

.............................................

.............................................

.............................................

Архив новостей:
..........................................

.............................................

Яндекс.Погода.
Философия на mini-portal.ru
Далее:  Глава 21, $2 >>

ГЛАВА XXI. СПАСЕНИЕ ОБЕЗЛИЧЕННОГО СУБЪЕКТА И ТРАДИЦИОННОЙ
ГНОСЕОЛОГИИ ТРЕТЬИМ ПОЗИТИВИЗМОМ

Третий позитивизм, или неопозитивизм, или логический эмпиризм, аналитическая, или лингвистическая философия - вот такой многоликий Янус, вот такое философское направление возникает в начале нашего века в Западной Европе в тех философских и научных центрах, которые ориентируются на анализ логико-методологических проблем, в основном - естествознания, проявившихся на рубеже XIX и XX веков. Если коротко, то эта проблематика и специфика, связанная с глобальными открытиями рубежа веков, определялась становлением новых научных парадигм, т.е. новых стандартов и образцов научного мышления, и психологии стиля мышления - архетипов мышления и т.д.
В том числе не нужно сбрасывать со счетов и тот банальный факт, что с началом каждого века человечеству свойственно подводить не просто итоги прошлому, но и своеобразную черту этому прошлому в предвкушении страстного и вожделенного ожидания обновления - обновления себя, обновления окружающей среды, общества, мира в целом. И не важно, касается ли это текущей обыденной жизни, к примеру, мечты об улучшении жилищных условий или альтернативного образа жизни, принципиально нового подхода к вопросам жизни и смерти и счастья или фонтанирования наивной просветительской установки и, вместе с этим, ожидания того, что уже в новом веке новая наука непременно осчастливит человечество, даст новое видение мира или, по меньшей мере, решит старые проблемы. Человечество, конечно, уже устало с перенесением своих надежд на новый век, да и неоднократное разочарование в науке переносит эти надежды из области науки в мистико-религиозную область, но, вспомним, что через четыре года наступит третье тысячелетие с рождества Христова и сколько с этим связано ожиданий, предвкушений, вожделений, страхов и надежд.
А теперь вернемся опять к началу прошлого века, когда еще не было столь большой усталости от надежд на науку, когда еще сциентистское направление в философии доминировало, когда в интеллектуальной европейской среде преобладала надежда на то, что наука их спасет и осчастливит, а заодно вместе с ними, интеллектуалами, которые не потеряли надежду на духовное лидерство в обществе, спасет и осчастливит все че-ловечество. С этим можно спорить, не принимать или соглашаться, приводить про и контра, вспоминать Ницше или неокантианцев, рассуждать о закате европейской цивилизации или еще о чем-то, тем не менее, эта надежда нас греет, и не только отчаянных оптимистов, но и жутких пессимистов, и концептуальных антисциентистов.
Подчеркнем, что третий позитивизм не только не претендует на создание единородной, монолитной философской системы, он не только отказывается быть философской системой, он не только является наследником первого и второго позитивизмов, но и, сохраняя тезис Огюста Конта - “Наука сама себе философия” [см.: 31], мечту Маха - представить философию как методологию научного познания, отказывается от решения философских проблем, объявляя их псевдонаучными, открещивается от общемировоззренческих вопросов (по тому же самому основанию) и сосредотачивает свои усилия на исследовании и разработке конкретных логико-методологических проблем науки ХХ века, в чем и немало преуспела.
Именно конкретные результаты, полученные при логическом анализе методологических проблем, особенностей научного познания ХХ столетия, сделали вначале модным, а потом и популярным данное направление среди научной интеллигенции, а также среди сциентистски настроенных гуманитариев.
Пик этой популярности или расцвет этого позитивизма, приходится на тридцатые и начало пятидесятых годов ХХ века, но с очередным кризисом сциентистской парадигмы 50-х - начале 60-х гг., с очередным разочарованием европейской интеллигенции в достижениях научно-технического прогресса, в роли научно-технической интеллигенции, в решении политических и социальных проблем, с кризисом “белых и синих воротничков” наступает явный кризис позитивизма и на его логико-методологических разработках возникает такое размытое и теперь уже неопределенное течение, как постпозитивизм, который определяет со-временное состояние логико-методологических проблем научного познания, а более обще этот постпозитивизм можно назвать современной философией науки, которая, по сути дела, вбирает в себя все философские наработки, ориентированные на познание, статус и роль науки и интеллигенции в обществе. У нас эти процессы как всегда  шли с большим запозданием, как минимум на 20 лет. И, вследствие идеологизации нашего общества, носили перверзивный характер. Но  тем не менее, как в конце 50-х в Западной Европе, так и у нас в 70-х годах начал падать конкурс в технические вузы, даже в те технические вузы, которые были и остаются ведущими вузами по самым строгим мировым стандартам, а на популярный среди молодежи в то время радиостанции “Юность” началось активное обсуждение проблемы физиков и лириков. Отголоски этого запоздания звучат и по сию пору. К примеру, когда достоинствами нового, очередного правительства, федерального или какого-то другого уровня, объявляется то, что оно состоит из “профессионалов”. Но тем не менее, мечте Френсиса Бекона о новой Атлантиде, наукообразном технократическом обществе, по всей видимости, не суждено сбыться, как и мечте логических позитивистов сорвать покров с богини научного творчества - открыть логику научного открытия, создать алгоритм создания научных истин. Горький опыт рационалиста и дедуктивиста Декарта, то есть философа, который противоположен неопозитивистам по своим философским основаниям, последователями не был учтен.     

§ 1. Немного истории

Как уже отмечалось, неопозитивизм складывается как направление в различных странах. Так, в Англии, в конце 90-х гг. прошлого столетия логический неопозитивизм зародился благодаря деятельности Мура, Рассела, Уайтхеда, которые одновременно явились продолжателями здравого скептицизма, английского эмпиризма и традиций платоновско-пифагорейского начала. Затем, после первой мировой войны, по возвращении из плена, по приглашению Рассела, в Кембридж переезжает австрийский мыслитель Л. Витгенштейн, автор знаменитейшей и основополагающей для логического позитивизма “Логико-философского трактата” (1922 г.). В 30-х гг. идеи неопозитивизма активно и плодотворно разрабатывались и пропагандировались профессором Айером. В 10-х гг. в Венском университете вокруг профессора М. Шлима, заведующего кафедрой индуктивных наук, которую он принял от Маха, начинает складываться круг единомышленников, состоящий из логика Р. Карнапа, математиков Г. Хана, К. Геделя, физиков Ф. Франю, Г. Фейгла, социолога О. Нейрата и ряда других философов: Крафта, Кауфмана, Вейсмана. Эта группа единомышленников в 1929 году провозгласила миру о своем существовании манифестом “Научное мировоззрение. Венский кружок”. В Берлине вокруг позитивистски мыслящих Рейхенсбаха, Гемпеля и Дуби-слава складывается Берлинское общество эмпирической философии. В польском издании неопозитивизм представлен такими профессорами “Львовско-Варшавской школы”, как: Лукасевич, Айдукевич, Тарский и др. С 1929 года начинает издаваться на базе Венского университета неопозитивистский журнал “Эркентнис” (“Познание”). В 30-х гг. неопозитивистами проводится несколько международных конгрессов, что не только идейно, но и организационно укрепило позиции данного направления. После прихода к власти фашистской партии в Германии и захвата ей Австрии и Польши, лидерам неопозитивизма, по соображениям личной и идейной безопасности, пришлось выехать в основном в англоязычные страны. Так, в частности, поэтому в США сложилась мощная школа позитивистски мыслящих философов, а затем и позитивизм. А еще раньше, в тех же США, под влиянием идей прагматизма и неопозитивизма, возникли операционализм Бриджмена и школа Куайна.

Далее:  Глава 21, $2 >>

Все права защищены © Copyright
Философия на mini-portal.ru

Проявляйте уважение!
При копировании материала, ставьте прямую ссылку на наш сайт!

Участник Рамблер ТОП 100