На главную
www.Mini-Portal.ru

..

НОВОСТИ:
..........................................

   HardWare.

   Интернет.

   Технологии.

   Телефоны.

   Нетбуки.

   Планшеты.

   Ультрабуки.
..............................

.............................................

Поиск по сайту:

.............................................

.............................................

.............................................

..........................................

.............................................

Яндекс.Погода
Философия на mini-portal.ru
Далее:  ГЛАВА 3. п.3(2) >>

ГЛАВА III. СУБЪЕКТ НАУКИ ФЕНОМЕНОЛИСТСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ


3.3. Истина, понятие, мировоззрение


 Экзистенциализм – это одно из тех философских направлений, которое зарождается в лоне феноменологического подхода. Экзистенциализм в значительно большей степени, чем феноменология или неопозитивизм, отвечает мировоззренческим запросам, мироощущению современного человека. В нем менее развито теоретическое начало, сближающее любое философское течение с научной теорией, философское исследование с научным.
Экзистенциализм  в значительно меньшей степени теоретическая конструкция, чем самые близкие к нему направления.  К примеру, феноменология или философия жизни, которые рассматриваются обычно в качестве теоретических источников или предшественников экзистенциализма.
Это утверждение не опровергает того обстоятельства, что некоторые представители экзистенциализма пытаются строить и выстраивают теоретические конструкции, придавая им форму типично научных изысканий.
В этом отношении выделяются фундаментальные для экзистенциализма работы Мартина Хайдеггера. В них теоретически разработаны основополагающие моменты для всего экзистенциализма в его широкой вариативности.
Многие представители экзистенциализма проводят свои идеи не только и не столько в форме специализированных работ, сколько в форме литературных произведений, психологических этюдов и эссе. Рассматривать литературные произведения экзистенциалистов лишь как иллюстрации для теоретических конструкций, по меньшей мере, не верно. Если упрек Гуссерля, как теоретика, Шелеру в картиночной феноменологии вполне оправдан, то для экзистенциализма его картиночность – это его способ быть после того, как был осмыслен его теоретический фундамент.
В литературных произведениях экзистенциалистов предлагается пример мира, в котором живет какой-то отдельный человек. И если мир – это совокупность индивидуальных миров, то в таком случае картиночная феноменология, экзистенциализм в большей степени отвечают поставленной задаче. Поиски построений, близких к теоретической части экзистенциализма, среди широких кругов литераторов, архитекторов, художников, музыкантов и т. д., могут помочь лучше понять сам экзистенциализм, его истоки и значение в духовной жизни современного общества.
Если пытаться реконструировать в сжатом виде представления каждого из экзистенциалистов и пытаться получить их общие черты путем сравнения, то итог будет только один – вывод о своеобразии каждого из этих мыслителей. Индукция или обобщение различных версий экзистенциалистов, строго говоря, невозможна в силу его нестандартности. Эту нестандартность любят подчеркивать сами экзистенциалисты.
Можно обнаружить известное сходство терминологии, но зачастую одинаково звучащие термины имеют различный смысл и т.д. Мы, конечно же, можем найти тождество проблематики, но тождество проблематики, привязанное к отдельному субъекту, предполагает и огромное различие, порой эквивалентное по своему значению тождеству.
Естественно, что легче начать освоение экзистенциализма с художественных произведений того же Сартра или Камю в силу их теоретической неопределенности. Но парадокс заключается в том, что, чтобы выявить теоретические характеристики нужно устранить эту неопределенность, в противном случае будет потеряна информативность. Использование экзистенциалистами литературной формы для выражения своих идей не случайно. Литературное произведение не доказывает, оно показывает, оно демонстрирует миропонимание, мироощущение, умонастроение в наглядной форме.
Теоретическая работа, в том числе и философская, в силу своей формы диктует некоторый способ доказательства и предполагает общую универсальную структуру как для автора, так и для читателя общую структуру рассуждения.
Однако, экзистенциалистская философия у ряда авторов, несомненно, является разновидностью теоретической рефлексии. Более того, у некоторых из них истоки и формы экзистенциалистских конструкций представлены в качестве попытки размышлений над основами самого научного мышления, как результат стремления преодолеть ограниченность традиционной формы научного мышления.
Поздний Гуссерль, как и экзистенциалисты, усматривает ограниченность научного мышления в инперсональности его результатов и самих актов мышления.
Таким образом, если литературный вариант экзистенциализма можно было бы вполне обоснованно рассматривать как отражение в художественных образах особенностей поведения и мироощущений человека современного мира, то его философский аспект наиболее адекватно, пожалуй, можно определить как отражение того же базисного материала не столько посредством теоретического мышления, сколько в специфических формах и категориях  теоретического мышления. Это замечание принципиально существенно для понимания познавательного процесса в экзистенциализме. Посредством теоретического мышления отражения мы строим теоретическую конструкцию, воссоздаем какие-то общие характеристики предмета исследования. Но мы можем использовать теоретические средства и с другой целью. Здесь теоретические термины, понятия, конструкции оказываются такими же средствами, как и краски для художника.
В теоретических образованиях отражаются индивидуальные характеристики объекта, а не реконструкция его в общем виде. Мыслить в теоретических образованиях – в теоретических терминах, понятиях, конструкциях, в концептах, и использовать их для выражения, изображения предмета исследования – это принципиально разные вещи. Не понятийная форма мышления, а использование понятий понятийной формы мышления – вот что типично для теоретической версии экзистенциализма. Вот что прин-ципиально, а не только проблематика, отличает экзистенциализм как тип философствования от традиционной философии. Без использования научных средств при отображении человеческих характеристик теоретической версии экзистенциализма не обойтись, как и любой другой теории.

Далее:  ГЛАВА 3. п.3(2) >>

Все права защищены © Copyright
Философия на mini-portal.ru

Проявляйте уважение!
При копировании материала, ставьте прямую ссылку на наш сайт!