На главную
www.Mini-Portal.ru

..

НОВОСТИ:
..........................................

   HardWare.

   Интернет.

   Технологии.

   Телефоны.

   Нетбуки.

   Планшеты.

   Ультрабуки.
..............................

.............................................

Поиск по сайту:

.............................................

.............................................

.............................................

..........................................

.............................................

Яндекс.Погода
Философия на mini-portal.ru
Далее:  Глава 18, $2 >>

ГЛАВА XVIII. ПОЗНАНИЕ И БЫТИЕ

§ 1. Познание и его пределы

1. Феноменологический подход как исходное основание

Французская ветвь экзистенциализма будет представлена Жаном Полем Сартром. Сартр (1905-1980) в широких кругах известен больше как литератор, активный участник Сопротивления. Основная теоретическая работа Сартра "Бытие и ничто" (1943) имеет подзаголовок "Опыт феноменологической онтологии", где помимо сложнейших теоретических рассуждений встречаются яркие художественные зарисовки, служащие прекрасными иллюстрациями к теоретическим установкам экзистенциального мироощущения. В этой работе Сартр более решительно, более резко, чем немецкие экзистенциалисты подчеркивает мировоззренческую нейтральность своей философской концепции. С этого он и начинает свой обширный фундаментальный труд "Бытие и ничто".
Феноменологический подход, по убеждению Сартра, способен преодолеть ряд дуализмов, свойственных прежней философии. Среди этих дуализмов – противопоставление внутреннего и внешнего, феномен же безразличен, равнодушен к этому противопоставлению, для него понятие внутреннего и внешнего не работают, бессмысленны. Следующий дуализм, преодолеваемый феноменологическим подходом, —  дуализм бытия и явления. Поскольку явление в феноменологии "не связано со скрытой  реальностью, которая заключает в себе все бытие существующего", поскольку феноменология, по словам Сартра, отказывается от того, что Ницше назвал "иллюзией потустороннего мира" [см.: 56], мира существующего как "вещь в себе" Канта, феноменологический подход устраняет дуализм возможного и действительного, поскольку для феноменологии все актуально. "Гений Пруста,  пишет Сартр,  это не его труды, рассматриваемые сами по себе, не субъективная способность их производить. Это труды, рассматриваемые как совокупность проявлений личности" [см.: 56]. Также для феноменологии не работает противопоставление явлений и сущности. "Явление не скрывает сущность, оно ее раскрывает, оно есть сущность" [см.: 56]. Этими констатациями завершается разрушающая догмы прежней философии  работа по построению феноменологической онтологии.

2. Бытие феноменов  предмет фундаментальной онтологии

Созидательная часть начинается Сартром с формирования предмета исследования и его задач. Сартром в качестве отправного положения берется положение, согласно которому фундаментальной характеристикой бытия является то, что она есть набор феноменов. В связи с этим ближайшая задача состоит в исследовании бытия этих феноменов. Поэтому онтология Сартра, как и Хайдеггера, фундаментальна, т.к. она исследует не феномены, а бытие этих феноменов.
Бытие феноменов есть нечто иное, чем их содержание, структура и конкретная совокупность. Поскольку феномены, в том смысле, в каком открывается их бытие, существуют для субъекта, то и бытие феноменов коренится в субъекте. Еще раз подчеркну, что не сами феномены, не их содержание коренятся в субъекте, а их бытие. Бытие как нечто отличное от их характеристик, от их существования. "Бытие будет нам открыто некоторыми средствами непосредственного доступа  скукой, отвращением и т.п. и онтология будет описанием бытия такового, как оно себя демонстрирует, т.е. без посредников" [см.: 56].
Фундаментальную онтологию Сартра, как и немецких экзистенциалистов, интересует бытие как таковое, бытие в отвлечении от конкретной характеристики феноменов. Это значит, что бытие не может быть редуцировано (сведено) ни к содержанию феноменов, ни даже к их пустому наличию, к тому, что они просто есть" [см.: 56]. "Отсутствие также раскрывает бытие. Ведь не быть здесь – это все же быть" [см.: 56]. 
Этот момент особенно важен, т.к. онтологическая конструкция Сартра  это онтология «ничто». Характеристики бытия Сартр анализирует, прежде всего, на характеристиках "ничто". Бытие феноменов не может действовать на сознание. На сознание может действовать та или иная характеристика Феномена. Но сознание не действует на трансцендентное (внешнее) бытие, бытие феноменов, т.е. на бытие как таковое, но не на содержательные моменты бытия. "Сознание есть бытие, для которого в его бытии содержится вопрос о его бытии таким образом, что это бытие включает бытие иное, чем оно" [см.: 56].

3. Бытие сознания как предмет фундаментальной онтологии

Сартр определяет сознание как бытие. Его интересуют не феномены сознания, не акты, в которых осуществляется сознание, а именно бытие сознания. Бытие сознания характеризуется тем, что это бытие включает бытие иное, чем оно. Бытие сознания раскрывается только благодаря тому, что его характеристики раскрываются через его предмет. Это похоже на то, как мы, наблюдая за другими людьми, через их характеристики открываем свои характеристики в себе. Другие для нас в этом случае  это зеркало, в котором мы видим свое отражение.
Это бытие, сущее может быть охарактеризовано лишь постольку, поскольку оно включает бытие чего-то иного, чем оно само. Даже в этом случае, если сознание предметом сделает самое себя, то тем самым оно делается сознанием некоторой вещи. Поэтому трансцендентность или направленность на некоторый отличный от сознания объект есть "конститутивная  структура сознания" [см.: 56].                     
Это, по меньшей мере, внешне напоминает гегелевский ход мысли, когда абсолютный дух начинает рассматривать, познавая, себя, происходит первая фаза отчуждения  абсолютный дух противопоставляет себя самому себе в качестве природы. Вот тогда, собственно говоря, он и становится духом. Примерно такая же ситуация и у Сартра. Даже в случае самосознания, сознание становится сознанием как сознание нечто иного. Только таким образом конституируется бытие сознанием. Если нет предмета, на который направлено сознание, то и нет бытия сознания.
Сознание чего-то уже не есть сознание само. Отсюда, следует, что "сознание есть бытие, существование которого полагает сущность и наоборот, оно есть сознание бытия, чья сущность включает существование, т.е. явление чего требует бытие». Выступая против теологического подхода, Сартр пишет: "Бог не может творить бытия, поскольку он прежде должен обладать бытием" [см.: 56]. Бог может творить мир, но не может творить бытия этого мира.
Рассуждения Сартра по поводу бытия резюмируются в трех коротких тезисах: "Бытие есть. Бытие есть в себе. Бытие есть то, что оно есть" [см.: 56].

Далее:  Глава 18, $2 >>

Все права защищены © Copyright
Философия на mini-portal.ru

Проявляйте уважение!
При копировании материала, ставьте прямую ссылку на наш сайт!

Участник Рамблер ТОП 100