www.Mini-Portal.ru
НОВОСТИ:
.............................................
|
Предисловие.
Философия науки является сегодня одной из наиболее востребованных областей философского знания. И это вполне закономерно, если иметь в виду фундаментальное значение современной науки не только для развития техники и технологий , инновационной экономики и общего информационного пространства глобальной цивилизации, но и для формирования мировоззрения современного человека, которое в существенной степени опирается на научные знания об окружающей человека природной и социальной действительности. При всех исторических и когнитивных ограничениях научного познания именно наука вырабатывает наиболее адекватное, точное, доказательное и эффективное с точки зрения его применения на практике знание. Про науку можно сказать те же слова, которые У. Черчилль произнес о демократии: «Конечно, у нее есть много недостатков, но ничего лучшего человечество пока не придумало».
При всей массовости науки и научной деятельности, которая сегодня стала профессией для многих сотен тысяч людей в мире, выработка адекватных и полных представлений о ее сущности, структуре, методах и закономерностях ее функционирования и развития по-прежнему остается одной из весьма дискуссионных философских проблем. Свидетельством тому является то, что ни одна из многочисленных моделей науки и научного познания, предложенных философами и крупными учеными за весьма длительную историю осмысления науки, так и не стала общезначимой. Об этом убедительно свидетельствует как история философия науки, так и ее современное состояние. В чем причины такого по-своему скандального положения дел с осмыслением феномена науки? Можно указать на два рода причин. Первая связана с естественным и неизбежным плюрализмом философских систем, с позиций одной из которых только и возможно осмысление любого целостного и значимого духовного феномена, в том числе и таких как наука и научное познание. Каждая философская система как замкнутая в себе и целостная система мировоззрения опирается на принятые в ней философские категории и представления о мире, сознании, познании, человеке и их взаимоотношении. Естественно, что разная «философская оптика» и, так сказать, разные философские «системы отсчета» приводят к высвечиванию разных образов науки при попытках ее осмысления. Однако это только одна из причин разнообразия философских моделей науки, разных истолкований ее сущности, возможностей и границ научного познания. Другой, не менее значимой причиной плюрализма общих моделей науки и решения в них проблем ее сущности, методов, структуры и развития является чрезвычайно сложная, гетерогенная структура самой реальной науки. Причем, как убедительно показывает история науки, эта структура является эволюционирующей, со временем качественно меняющей свое содержание и основные характеристики: древняя восточная наука, античная наука, средневековая наука, классическая наука (новое время-19век), неклассическая наука(20 век), постнеклассическая наука (конец 20в. – начало 21 в.). Все это качественно различные культурно-исторические типы науки, имеющие не только различное содержание научного знания, но и различные категориальные и ценностные основания научной деятельности.
Реальная наука представляет собой сверхсложную систему не только в диахроническом плане, но и при синхроническом подходе к ее рассмотрению в любой момент времени. К качественно различным синхроническим измерениям науки относятся следующие. Во-первых, наука это специальная и достаточно обширная система знания, состоящая при этом из областей, во многом различных не только по содержанию, но и по самим характеристикам составляющего эти области знания (математическое знание, естественнонаучное знание, техническое и технологическое знание, социальные и гуманитарные научные знания). Естественно возникает вопрос: а что есть действительно общего у всех этих видов научного знания и есть ли? Не случайно в традиции западноевропейской науки и философии научным знанием (science) называется преимущественно естественнонаучное знание. Гуманитарное же и социальное знание относят не к science, а числят по ведомству investigations (исследования). Одной из гносеологических причин такого разнесения естественнонаучного и гуманитарного знания по разным ведомствам является их очевидное качественное различие, доходящее до противоположности, существенно различных семантических и логических характеристик этих видов знания. Вторым измерением науки как сверхсложной системы является наличие у науки особой методологической матрицы – системы методов, регулирующих процесс научного познания и все его основные этапы: получение, обоснование, построение, интерпретацию и применение научного знания. Ясно, что в разных видах наук система методов научного познания также существенно отличается друг от друга и далека не только от тождества, но даже от единства. Достаточно сравнить, например, методы математики и методы естественных наук, или методы физики и методы истории или филологии. Поэтому даже применительно только к одному из имеющихся у реальной науки измерений, будь это научное знание или методы научного познания, трудно создать такую его общую модель, с позиций которой одинаково адекватно описывались бы все его элементы и свойства в разных науках. Третьим относительно самостоятельным и вместе с тем необходимым аспектом структуры науки является ее существование в качестве особого социального института, особой социальной системы, в которой отношения между ее членами регулируются определенными правилами и нормами (« этосом науки»), способствующими выполнению наукой ее главного предназначения – производства и применения научного знания во все возрастающих объемах.
Однако сверхсложная структура науки далеко не исчерпывается тремя указанными выше синхронными измерениями науки. Столь же важными структурными характеристиками науки являются ее бытие и функционирование в качестве определенной подсистемы культуры, определенного вида практической и инновационной деятельности и, наконец, особой формы жизни огромного числа людей, профессионально и личностно связанных с наукой. Естественно, что столь сложную систему как наука с таким количеством качественно различных аспектов трудно, да , пожалуй, и невозможно, описать в рамках какой-либо одной теории или модели. Здесь возможен только один путь – создание некоей мозаичной модели науки, где каждый из ее основных аспектов излагался бы отдельно от других, а затем присоединялся бы к ним. И лишь изложение содержания всех основных аспектов науки по принципу дополнительности способно дать достаточно полную картину структуры реальной науки. Однако и в этом случае плюрализма общих моделей науки не избежать, поскольку для разных аспектов науки могут существовать и существуют разнообразные частные модели и представления.
Одной из таких частных , но при этом достаточно авторитетных моделей науки, разделяемую и развиваемую целым рядом крупных ученых и философов науки, является конвенционализм и особенно предлагаемое в его рамках решение проблемы природы научной истины. Конвенционалисты акцентируют наше внимание на характере действий отдельного ученого в процессе научного познания, и прежде всего на механизме принятия им когнитивных решений. Среди видных представителей конвенционалистской философии науки можно назвать таких выдающихся ученых и философов науки как А. Пуанкаре, А. Грюнбаум, Р. Карнап, К. Поппер, И. Лакатос и др. Каков главный философский тезис, составляющий ядро конвенционалистской модели научного познания? Он состоит в утверждении, что приписывание научным концепциям и принципам науки такого свойства как истинность, равно как и других свойств научного знания (доказанность, определенность, однозначность, точность, верифицируемость, фальсифицируемость и др.) носит конвенциональный, условный характер. То есть , наделение указанными выше свойствами различных единиц научного знания, особенно аксиом научных теорий, никогда не имеет и не может иметь по самой природе научного познания абсолютно твердого рационального основания как в эмпирическом плане, так и в теоретическом и логическом отношениях. Конечно, на достаточность оснований всегда ссылаются при научном познании действительности и будут ссылаться в дальнейшем, ибо это один из краеугольных идеалов науки и одно из правил научно-познавательной игры с объектом при его моделировании. Однако в принципиально философском плане необходимо всегда помнить, что решение о достаточности всегда имеет относительный и договорный характер, в основе которого лежит когнитивная воля исследователя и некоторый набор практических соображений (простота модели, удобство пользования ею, традиция, предсказательная сила, непосредственное применение в технических и технологических расчетах и т.д.).
Наиболее ярким проявлением конвенционального характера научного познания является научный язык с его стремлением к точности и однозначности своих понятий и высказываний. Однако такая точность достижима только с помощью четкой фиксации значений и смысла научных терминов и понятий, что возможно сделать в свою очередь только с помощью явных определений. Любое же определение есть приписывание термину строго определенного значения и смысла. Очевидно, что привязка любого слова только к одному из его возможных значений имеет явно договорный и условный характер, то есть имеет характер конвенции. Все методологические принципы и правила в науке, начиная от эталонов и основанных на них системах измерения свойств и отношений объектов, также имеют явно конвенциональную природу. Это относится и к принятию тех или иных правил и стандартов логического доказательства. Например, в классической логике и математике некое утверждение считается доказанным, если принятие его отрицания ведет к логическому противоречию в системе (так называемый метод доказательства от противного). В конструктивной же логике и математике такого рода доказательства запрещены и разрешаются только прямые доказательства в конечное количество шагов и за время, соизмеримое с практическими задачами и реальным временем жизни научного сообщества. Апелляция к понятию актуальной бесконечности и якобы бесконечных возможностей и способностей человека в конструктивной философии и методологии науки в принципе запрещена. Ясно, что такого рода запрет также носит явно конвенциональный характер. И поэтому многие математики, не принимая этой конвенции, продолжают работать в традиции классической методологии постановки и решения математических проблем. Очевидно также, что любые конвенции, наряду с положительными сторонами их эвристических возможностей, несут в себе и груз связанных с ними познавательных ограничений в видении исследуемого объекта только с определенной стороны. Перефразируя слова известного немецкого философа М. Хайдеггера «Язык - дом бытия», можно утверждать, что наличный язык науки вообще и отдельной науки, в частности, существенно задает пределы видения ею исследуемой предметной области и действительности в целом. Вот почему революции в науке всегда связаны с существенным изменением ее языка, введением новых категорий и переинтерпретацией значения и смысла многих ее прежних терминов и утверждений.
Почему конвенционалистская философия науки возникла именно в конце 19 - начале 20 века, а затем получила весьма широкое распространение среди ученых? Очевидно, что это могло произойти только в силу того, что в конвенционализме были схвачены какие - то существенные особенности в развитии науки и характере научной деятельности того времени. Что же это за особенности, и какие из них имели действительно кардинальный и судьбоносный характер для развития науки и ее философского осмысления? Как известно, в науке второй половины 19 века - начала 20 века произошли три судьбоносных события, существенно определивших всю траекторию ее дальнейшего развития и потребовавшие ее нового философского осмысления.
Во-первых, это открытие неевклидовых геометрий и принятие их математиками в качестве столь же полноценных теорий, как и традиционная эвклидова геометрия, которая не только существовала почти в неизменном виде более двух тысяч лет, но и казалась многим математикам, физикам и философам единственно возможной и единственно истинной наукой о пространстве.
Во-вторых, это кризис в теории множеств и обнаружение в ней парадоксов, а ведь эта теория рассматривалась большинством математиков конца 19 века как фундамент всей математики. Одним из радикальных способов излечения
теории множеств от возникавших в ней противоречий было предложение интуиционистов (позднее их последователи стали называть себя «конструктивистами») отказаться от ее центрального понятия – « актуальной бесконечности» и ввести ограничения на использование логических законов исключенного третьего и двойного отрицания в математических доказательствах только рассуждениями о конечных множествах. Вместо классической математики и логики с их недостаточно надежными методами доказательства предлагалось создать новую, конструктивную математику на основе более строгих, чем в прежней математике, методов ее построения. Таким образом, здесь была поставлена под сомнение надежность всей классической математики, а, следовательно, и абсолютность математических истин (Л. Брауэр, А. Пуанкаре, Г. Вейль, А. Гейтинг и др.). Наконец, третьим выдающимся событием, окончательно поколебавшим веру ученых в возможность средствами научного познания сформулировать абсолютно-истинное знание о действительности, стало создание теории относительности и квантовой механики как физических теорий, альтернативных классической механике и во многом с ней несовместимых (А. Пуанкаре, А. Эйнштейн, М. Планк, Н. Бор и др.). О чем свидетельствовали эти революционные события в истории науки и о чем они «говорили» мыслящему сознанию ученых и философов, стремившихся разгадать природу научного знания?
А говорили они и даже «кричали» о том, что максимум, на что может претендовать наука и научное познание так это только относительная истина, относительная как в историческом плане, так и с точки зрения абсолютной доказательности научных истин. С идеалом науки, согласно которому наука способна достичь своими средствами абсолютно – истинное и абсолютно объективное знание об объективной действительности, то есть с претензией науки на знание того, какова действительность «на самом деле», независимо от познающего ее субъекта ( а из этого ученые исходили с момента возникновения античной эпохи и вплоть до последней трети 19 века), необходимо было расстаться. То, что данные наблюдения, сколь бы многочисленными они ни были, не могут в принципе доказать истинность научных теорий, ученым и философам было достаточно ясно уже в последней трети 19 века, после убедительной критики классического индуктивизма Бэкона-Конта-Милля и анализа логических возможностей индуктивного метода в целом. Логически некорректно заключать об истинности научного закона или теории на основании эмпирического доказательства истинности тех следствий, которые логически выводимы из этих законов и теорий. И только значительно позже (уже в 20 веке), в результате критики К. Поппером и другими философами науки неоиндуктивизма логических позитивистов, станет ясно, что индукция (то есть аргументация от частного к общему, от фактов к законам и теориям) не способна выполнить не только функцию доказательства истинности научных законов и теорий, но даже функцию их подтверждения в качестве истинных. Дело в том, что согласно определению свойств логического следования истинные следствия могут быть логически законно получены и из ложных посылок или оснований вывода. Возникновение и рост числа конкурирующих гипотез и теорий во всех областях науки к концу 19 века ( объяснявших с разных позиций одни и те же факты, одни и те же данные наблюдения и эксперимента), с одной стороны, подтверждал ограниченные возможности опыта в решении вопроса о предпочтении одной из конкурирующих гипотез, а с другой - настойчиво требовал от ученых и философов объяснения этого феномена в развитии науки. А хороших философских возможностей в его объяснении было не так уж много.
Во-первых, в истолковании природы научного знания и процесса познания явно провалился эмпиризм. Дело в том, что в науке не существует чистых данных наблюдения и эксперимента, никак не зависящих от какой-либо теории. Теории играют в развитии науки и процессе научного познания руководящую и направляющую роль, особенно в интерпретации имеющихся эмпирических данных. Как образно и чрезвычайно метко по этому поводу сказал великий Леонардо да Винчи: «В науке теории это генералы, а эксперименты – солдаты». Успешный исход сражения зависит от тех и других, но планируют, осуществляют и отвечают за исход операции именно генералы.
Однако и рационализм декартовского или гегелевского толка после возникновения неевклидовых геометрий и неклассической физики и математики также стал в глазах ученых явно философски некредитоспособным. Ведь согласно рационалистам источником абсолютной истины в науке является не опыт, а чистое мышление с присущим ему априорным содержанием, предшествующим актам его усвоения и присвоения познающим субъектом с помощью интеллектуальной интуиции и дедукции (Декарт), либо в рефлексии познающего себя мышления с помощью диалектического метода (Гегель). Конечно, и Декарт и Гегель признавали существование в науке альтернативных концепций, но только в качестве гипотез и временного состояния науки, ибо объективная истина как главная цель науки может быть только одна. К середине 19 века в филосо |