На главную
www.Mini-Portal.ru

..

НОВОСТИ:
..........................................

   HardWare.

   Интернет.

   Технологии.

   Телефоны.

   Нетбуки.

   Планшеты.

   Ультрабуки.
..............................

.............................................

Поиск по сайту:

.............................................

.............................................

.............................................

Архив новостей:
..........................................

.............................................

Яндекс.Погода.
Философия на mini-portal.ru
Далее:  Глава 5, $2 >>

ГЛАВА V. Нетрадиционная переоценка познавательных парадигм А. Шопенгауэром

 А. Шопенгауэр – это тот философ, который не вписывается в систему тогдашней рациональной философии, и вполне закономерно, что лавры успеха он начинает пожинать только в конце жизни. В Германии он пока единственный, кто отказывается от рациональной философии, которая господствовала в то время в лице таких философов, как Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, владевших умами всей Германии, да и не только Германии.
Несмотря на неудачи, Шопенгауэр продолжал работать и дождался не только признания своих работ, но и своего идейного последователя  Фридриха Ницше.

§ 1. Онтология против гносеологии. Воля отворачивается от разума

Шопенгауэр исходит из кантовского деления мира на мир ноуменов, непознаваемых для науки трансцендентных сущностей, и мир феноменов, трансцендентальный мир явлений. Эту схему он использует как плацдарм, но “идет дальше” и заявляет, что наука с ее понятийным аппаратом вообще не способна познать мир не только на уровне сущностей, но и на уровне явлений.
“Мир” по Шопенгауэру – не результат рациональной деятельности, а, напротив, – результат иррациональной деятельности, мировой воли, которая по своей природе иррациональна, и пытаться иррациональную основу мира понять в рациональных формах мышления – бесполезное дело.
На место кантовской “вещи в себе” Шопенгауэр ставит мировую волю, космическое начало, космическую стихию, которая находится в постоянном движении, в вечном потоке.
Поэтому, даже отношения между вещами человеком познаются с помощью интуиции, носящей не интеллектуальный и не чувственный характер, а связанной с подсознательными процессами. В этих рассуждениях Шопенгауэр явно страдает биологизаторством и скатывается до примитивов, присущих вульгарным физиологам-материалистам.
И посему даже искусство, если оно оперирует понятием, не может претендовать на познание сущности мира и мира вообще, а искусство, основанное на интуиции, способно приблизиться к выражению сущности мира. Шопенгауэрское понимание интуиции очень близко  шеллинговскому пониманию. Как и у Шеллинга, у Шопенгауэра интуиция не только способна схватить проявление воли, движение, произвольность, спонтанность волевого начала, но и способна приблизиться к целостному воспроизведению объекта в отличие от понятийной формы мышления, от научных понятий, которые вырывают тот или иной аспект объекта и очень сильно упрощают.
Мало того, что мир науки сконструирован по законам разума и потому он не способен представить подлинную сущность мира как волевого, т.е. иррационального начала; мало того, что он конструирует мир, он еще его упрощает, подгоняя под рациональные формы мышления.
Основной труд Шопенгауэра так и называется “Мир как воля и представление”. Мир как представление – это мир в нашем восприятии, это тот реальный мир, в котором мы живем. Но это наше представление о мире, а не сам мир. Это представление о мире является не результатом отражения сущности мировой воли, а продуктом конструирующей и упрощающей деятельности нашего обыденного сознания, а затем уже наука этот сконструированный по простоте обыденного мышления мир подвергает еще раз конструированию и упрощению согласно своему понятийному аппарату. Так что мир науки – это результат двойного конструирования и упрощения. Получается, что научная деятельность  это игра, а ее законы  это правила этой игры в науку, так что сравнение науки с партией в шахматы должно быть грубой лестью по отношению к науке. Впоследствии Ницше назовет ученого “стадным животным”, а его познавательную деятельность – бессилием к творчеству [см.: 81: 283].
В период перестройки наиболее ярко и непосредственно критика предшествующего периода шла не через монографии и статьи, а через эстраду, деятельность таких групп, как “Машина времени”, “Аквариум”, “Дети” и т.д., песни Градского, Талькова, Пугачевой, Распутиной и пр. Действительно, в этих, порой незатейливых песенках говорится на уровне непосредственности, но суть схвачена и сформулирована, так что, когда говорят об интуитивном познании, особенностях сферы искусства, поневоле веришь во все это.
Шопенгауэр не только претендует  на новизну и оригинальность своего способа философствования, но и решительно отвергает всю прежнюю метафизику, в особенности гегелевскую философию, но от субстанциональности мышления освободиться так и не смог. Так, на место гегелевской абсолютной идеи он ставит мировую волю, которая не менее абсолютна, не менее идеальна, не менее абстрактна и не менее непонятна, чем та же самая гегелевская абсолютная идея, поэтому этика того периода, можно сказать, является продолжением рационально понятой гносеологии. Но вот гегелевские размышления о развитии мира, с точки зрения Шопенгауэра, являются пределом искусственного построения человеческой мысли. Для успешной деятельности  нам достаточно признать пространственные, временные, и на их основе, причинно-следственные связи и на этой основе сконструировать мир науки и получать прибыль от научных исследований.

 

Далее:  Глава 5, $2 >>

Все права защищены © Copyright
Философия на mini-portal.ru

Проявляйте уважение!
При копировании материала, ставьте прямую ссылку на наш сайт!

Участник Рамблер ТОП 100