На главную
www.Mini-Portal.ru

..

НОВОСТИ:
..........................................

   HardWare.

   Интернет.

   Технологии.

   Телефоны.

   Нетбуки.

   Планшеты.

   Ультрабуки.
..............................

.............................................

Поиск по сайту:

.............................................

.............................................

.............................................

Архив новостей:
..........................................

.............................................

Яндекс.Погода.
Философия на mini-portal.ru
Далее:  Глава 2, $1 >>

Глава 1. История философии науки: основные этапы и концепции.

 7. Диалектическая философия науки.

С нашей точки зрения, на роль универсальной парадигмы современной философии науки может обоснованно и в наибольшей степени претендовать  диалектическая концепция философии науки. Эта концепция опирается, с одной стороны, на диалектическое истолкование природы, сущности, структуры и развития науки и научного знания, а, с другой – на диалектический характер взаимодействия реальной науки с реальной философией. И в том, и в другом случае ее ключевыми категориями и положениями являются антифундаментализм, качественное разнообразие, диалектический плюрализм, единство многообразного, относительность всех основных характеристик научного знания (истинность, доказательность, верифицируемость, общезначимость, объективность, определенность и др.), развитие науки и научного познания, их социальность, диалектически противоречивый характер отношения между философией и наукой, основанный на взаимоотрицании и взаимополагании друг друга. Большой вклад в диалектическую концепцию философии науки внесли как крупные ученые-классики науки (Г. Галилей, И. Ньютон, Ч. Дарвин, И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев, А. Пуанкаре, А. Эйнштейн, Н. Бор, В. Гейзенберг, В.И. Вернадский, И. Пригожин, Н. Моисеев и др.), так и выдающиеся философы (Г. Гегель, И .Кант, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, А. Бергсон, У. Уайтхед, Б.М. Кедров, М. Бунге, И.Т. Фролов, В.С. Степин и др.). Диалектическая философия науки была господствующей в отечественной философии науки ХХ в., сознательно оппозиционируя себя различным вариантам трансцендентализма и позитивизма в понимании природы как философии, так и науки, а также их взаимоотношения.
В отличие, с одной стороны, от позитивистской интерпретации науки, отдающей приоритет эмпирическому познанию и пытающейся подчинить и редуцировать к эмпирическому знанию все остальные виды научного знания (в частности, теоретическое и ценностное), а также, с другой, от различных вариантов рационализма, априоризма и трансцендентализма в истолковании природы и сущности науки, диалектическая концепция науки утверждает принципиальную гетерогенность науки и научного знани, качественное разнообразие различных видов и областей научного знания, диалектическую противоречивость в отношениях между ними и одновременно единство всех составляющих реальную науку уровней, типов и методов научного познания. Именно благодаря плюралистичному и одновременно целостному характеру научного знания обеспечивается как его устойчивость, так и развитие. Диалектическая противоречивость структуры научного знания выражается не только в его синхронном содержательном многообразии (качественно различные области наук: естествознание, социально-гуманитарные науки, математика, технические науки; качественно различные уровни научного знания: эмпирический, теоретический, метатеоретический; качественно различные виды научного знания: аналитическое - синтетическое, объектное - ценностное, дескриптивное - нормативное, факты - законы, основания - выводы и др.), но и в диахронном многообразии науки, в существовании и последовательной смене ее различных культурно-исторических типов (древняя восточная наука, античная наука, средневековая наука, классическая новоевропейская наука, неклассическая наука, современная постнеклассическая наука). Неизбежным следствием такого чрезвычайного сложного структурного многообразия наук и является неоднозначность и многомерность как ее онтологии, так и ее методологии и аксиологии.
Столь же гетерогенна и диалектически противоречива не только структура научного знания, но и структура процесса научного познания. Противоречивость структуры научного познания заключается в том, что она включает использование таких противоположных видов, методов и средств познания как чувственное и рациональное, апостериорное и априорное, логику и интуицию, аргументацию и волю, рассудок и разум, стандартную (в частности, алгоритмическую) деятельность и творчество, индукцию и дедукцию, анализ и синтез, детерминацию объектом и когнитивную свободу (продуктивное воображение), объектное и рефлексивное познание и др. Важнейшим видом научного познания, составляющим необходимое условие его успешного функционирования и развития, является также философская рефлексия над наукой, ее структурой, содержанием и динамикой. Особенно важное значение этот вид познания имеет по отношению к рефлексии оснований науки, критическому осмыслению и оценке ее фундаментальных законов и принципов. Философская рефлексия над наукой результируется построением ее философских оснований. Такие основания входят в структуру прежде всего фундаментальных и парадигмальных научных теорий. С помощью философских оснований наука вписывает свое содержание в более широкую когнитивную систему современной ей культуры – систему всего рационального знания (сюда входят и обыденное познание, и практический опыт, и рациональное постижение истории и социальной жизни общества, и, наконец, философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения). Как известно, полное исключение позитивистами философской компоненты из структуры научного знания привело их к неразрешимым трудностям в объяснении многих аспектов функционирования и развития науки. Однако столь же неверным является противоположное стремление сторонников трансценденталистской концепции науки полностью подчинить науку философскому методу, сделать научное познание слишком зависимым от философии.
В отличие от них, диалектическая концепция утверждает относительную самостоятельность и относительную независимость современной науки от философии (как впрочем и наоборот), огромные ресурсы культурной самодостаточности науки в ее функционировании и развитии. С позиций такого диалектического понимания философия, во-первых, является лишь одним из факторов развития реальной науки, во-вторых, действующим на науку избирательно (в основном, на теоретическом уровне научного познания), и, в-третьих, интенсивно влияющим на развитие науки только в период научных революций, в период глубокого кризиса ее фундамента и смены парадигмальных теорий. Таким образом, в противоположность трансценденталистской концепции о фронтальной зависимости научного знания от «истинной философии», диалектическая концепция науки подчеркивает относительный, избирательный и периодический характер этой зависимости. Свою относительную независимость от философии современная наука «компенсирует» своим технологическим характером и мощным «замыканием» на материальную практику и обслуживание ее потребностей (развитие производительных сил общества, его техники и технологий, включая социальные и гуманитарные технологии и др.).
Отношение между философией и наукой - это диалектическое единство противоположных, но вместе с тем дополняющих друг друга видов рационального познания. Оно обусловлено прежде всего существенным различием предметов, функций и задач науки и философии. Предмет и цель науки – это объектный мир и точное, объективное знание о его свойствах, отношениях и законах различных групп объектов. Предмет же и цель философии – это отношение человека к миру, разработка рациональной формы мировоззрения человека, основанного на теоретической рефлексии и принятии им определенной системы универсальных ценностей как основы своего поведения (Благо, Истина, Справедливость, Красота, Польза и др.). С одной стороны, очевидно, что рациональное отношение человека к миру не может не основываться на знании тех объективных законов, которые управляют этим миром. Но, с другой стороны, столь же очевидно, что научное знание о мире это лишь только необходимое, но отнюдь не достаточное условие для построения рационального мировоззрении, ибо последнее опирается также и на определенное понимание человека, его глобальных целей и интересов. Ясно, что это понимание не может быть выведено из знания о мире объектов и тем более определено им однозначно. Скорее, наоборот. Сама наука и ее содержание является предметом философской оценки и интерпретации с позиций определенного понимания целей и возможностей человека. И об этом красноречиво свидетельствует вся история науки и регулярная переинтерпретация ее содержания с позиций новой культуры и нового взгляда на человека, его цели и возможности. Таким образом, не только наука принципиально не может быть выведена из истинной философии, ибо имеет собственные детерминанты своего развития, но и рациональная философия не может быть выведена из совокупного научного знания о мире, ибо опирается в своих построениях не только на науку, но и на весь многообразный опыт человеческой жизнедеятельности, на всю культуру, по отношению которой наука является лишь одним из ее подсистем.
Диалектический взгляд на науку и научное познание исходит из необходимого, но, вместе с тем, относительного и условного характера всех различений (в том числе и противоположных) как внутри науки, так и между ней и другими видами знания, в частности, философией. Историческая и функциональная граница между философией и  наукой и их содержанием не является абсолютно жесткой, раз навсегда данной и окончательной, а существенно подвижной и относительной как исторически, так и функционально.
Однако она всегда существует и имеет своим основанием общую структурированность содержания сознания, наличие в нем различных сфер и уровней (в частности, сфер всеобщего и частного содержания сознания, предметного и ценностного знания и др.). По отношению к частным наукам философия выступает не только как более общий, но и как мировоззренческий вид знания, выполняя по отношению к науке интерпретативную, оценочную, общекультурную и адаптивную функции. Это обусловлено не только тем, что наука является одной из подсистем сознания и культуры, но также и тем, что только в философии, только с помощью философских категорий сознание и культура способны рационально моделировать и осознавать себя как целостные системы.
Если согласно позитивистской концепции философия науки должна быть сама одной из конкретных наук (наукой о науке), а согласно трансценденталистской концепции философия науки это имманентная часть философии (чисто философская дисциплина), то диалектическая концепция реализует третью логическую возможность статуса философии науки, считая последнюю особой междисциплинарной областью знания — синтезом философии (в ее трансцендентальном понимании) и науки, единством философского и конкретно-научного знания. Это единство двух разных типов знания, объединенных в философии науки ее предметом, является существенно диалектически противоречивым. Оно и не может быть другим, так как предмет, природа, методы и язык философии, с одной стороны, и предмет, природа, методы и язык науки, с другой, совместимы лишь частично, являясь во многом отрицанием друг друга. Так, предмет философии — отношение бытия и сознания, Я и не-Я, Человека и окружающего его Мира; тогда как предмет науки — свойства, отношения и законы различных объектов, процессов, явлений. Метод философии — спекулятивно-рефлексивный, тогда как метод науки — множество вполне определенных и однозначных средств и методик познания объектов. Язык философии — герменевтический, ценностно-смысловой, существенно многозначный, тогда как язык конкретных наук — семантически более жесткий, однозначный и определенный (по крайней мере, в идеале).
С точки зрения диалектической концепции философии науки предметом философии науки является взаимодействие и взаимосвязь реальной науки с философией, реконструкция и анализ порождаемых этим взаимодействием философских оснований и философских проблем реальной науки. При этом необходимо иметь в виду, что философские основания науки довольно многообразны. Это ее онтологические, гносеологические, методологические, логические, аксиологические и социокультурные основания. Они непосредственно связаны с собственными теоретическими основаниями той или иной конкретной науки. Важно подчеркнуть, что по своему категориальному и языковому составу философские основания науки являются смешанным, «кентавровым» типом знания, в состав которого входят как философские, так и конкретно-научные термины. Например, «реальность квантовой механики принципиально индетерминистична» - квантовая механика; «порядок возникает из хаоса» — синергетика; «пространство и время - атрибутивны и внутренне взаимосвязаны» — теория относительности; «существовать в математике — значит быть построенным» — конструктивная математика и т. д. и т. п. Очевидно, что для эффективного анализа философских оснований и философских проблем реальной науки и профессиональной работы в этой области требуется хорошее знание содержания как философии и ее истории, так и конкретных наук. Понимание философии науки как междисциплинарной области знания хорошо объясняет тот известный факт, что в ее развитие существенный вклад внесли, прежде всего, сами классики науки, основоположники новых парадигм в различных ее областях. Это обусловлено тем, что философия оказывает на науку наиболее сильное и непосредственное влияние прежде всего на теоретическом уровне научного познания. Р. Декарт, И. Ньютон, И. Кеплер, А. Эйнштейн, Б. Рассел, А. Пуанкаре, Г. Вейль, В. Гейзенберг, И. Шмальгаузен, В.И. Вернадский и другие классики науки не только активно использовали когнитивный ресурс философии при обосновании своих новых научных программ и теорий, но и написали блестящие работы в области философии науки. Все это свидетельствует о том, что, несмотря на возрастание существенной самостоятельности науки в культуре, значения роли и веса внутренних закономерностей ее развития, взаимосвязь науки и философии по-прежнему является и, видимо, останется в будущем одним из важных факторов их взаимного обогащения и развития.
Современная философия науки имеет достаточно сложную структуру, соответствующую основным философским измерениям науки. Среди этих измерений раньше выделяли три следующих: 1) наука как особый вид знания (научное знание); 2) наука как особый вид познавательной деятельности (научное познание); 3) наука как специфическая социальная структура (особый социальный институт). Эти три измерения науки получили разработку в таких традиционных разделах философии науки как эпистемология (теория научного знания), методология науки (теория научного метода), социология науки (теория научных коммуникаций). Однако начиная с 70-х годов ХХ в. структура философии существенно расширилась. В число фундаментальных измерений науки был включен целый ряд новых: наука как подсистема культуры (культурология науки), наука как основа инновационной системы общества (праксеология науки), наука как особая форма жизни (антропология науки), наука как специфическая система ценностей (аксиология науки). Кроме того, было существенно пересмотрено с учетом новейших достижений истории науки и современной философии науки содержание и ее традиционных разделов. В целом структура современной философии науки оказалась изоморфной общей структуре философского знания, всем основным разделам философии (онтология, гносеология, философское учение об обществе, общая теория культуры, философская антропология, философия жизни, философия ценностей). В структуре современной философии науки имеются также разделы, связанные с философским осмыслением различных областей научного знания. Это – философия естествознания, философия социальных и гуманитарных наук, философия математики и логики, философия технических, инженерных и технологических наук. Наконец, в структуре современной философии науки выделяют множество философских проблем, относящихся к содержанию, структуре и развитию отдельных наук (физики, биологии, химии, медицины, географии, геологии, истории, социологии, экономики, юриспруденции и т.д.). Исследование и решение философских проблем науки ведется с различных философских позиций как традиционных (материализм, идеализм, эмпиризм, рационализм, иррационализм, феноменология, неогегельянство, неокантианство, неомарксизм и т.д.), так и новейших (аналитическая философия, постпозитивизм, структурализм, философия системного анализа, герменевтика, постструктурализм, постмодернизм, радикальный конструктивизм, антропологизм и др.). Все это приводит к чрезвычайному многообразию философских проблем современной науки и их решений. Однако среди основных парадигм современной философии науки, ее наиболее влиятельных направлений необходимо выделить прежде всего такие как постпозитивизм, постструктурализм, герменевтику и диалектическую философию науки.
Главной отличительной чертой  современной философии науки является ее полипарадигмальность. И она не может быть иной не только в силу многообразия различных философских течений, но и огромного содержательного и структурного разнообразия самой науки. Плюрализм современной науки и ее философии является отражением общего плюрализма эпохи и ее чрезвычайного динамизма. Естественно, что как плюрализм, так и монизм имеют свои плюсы и минусы. Причем их минусы являются своеобразной «платой» за соответствующие плюсы. В современном многообразном, противоречивом и динамичном мире философии науки диалектическое мышление является практически и теоретически востребованным как никогда ранее. Ибо только оно позволяет осуществить максимально широкий синтез содержания современной науки с позиций философии. Основу диалектического взгляда на науку составляют следующие принципы: 1) утверждение относительного характера определенности, однозначности и истинности любых понятий, суждений и теорий науки; 2) положение о конструктивном, творческом характере научного познания, всех его видов, но особенно научного мышления; 3) утверждение о практическом характере всех истин реальной науки и о их соответствии практике как главном критерии истинности; 4) положение о субъект-объектном характере научного познания и любых его результатов; 5) осознание принципиальной социальности реальных субъектов научного познания; 6) положение о социальном характере и социально-культурной обусловленности самого процесса научного познания, неотъемлемой стороной которого являются активные когнитивные и социальные коммуникации между членами научного сообщества; 7) осознание консенсуального характера любых научных результатов, в основе принятия которых лежит не только определенная научная информация эмпирического и теоретического характера, но и когнитивная воля, а также когнитивная ответственность ученых перед Истиной за принимаемые научные решения. 

  Выводы:
1.   В истории философии науки целесообразно выделять два качественно различных ее этапа и направления: 1) философия науки как эпистемология, как один из разделов традиционной философии, отвечающий на вопрос, как возможна наука, понимаемая  как истинное и доказанное объективное знание (V в. до н.э. – до наст. вр.); 2) философия науки, как особая, самостоятельная  область философии, основанная на конкретно-научном эмпирическом, историческом и логическом исследовании реальной науки  как важной  сферы познавательной и практической деятельности человека. Ее предмет -  философские аспекты реальной науки: общая структура науки,  закономерности ее развития, философские основания и философские проблемы реальной науки. Начало второго этапа развития  философии науки, особого понимания ее  предмета и метода в отличие от традиционного,  чисто эпистемологического  подхода к анализу науки было положено в работах позитивистов.
2.  Позитивистская философия науки возникла в 30-х годах XIX в. Ее предметом было исследование онтологического, гносеологического и социального содержания  реальной науки средствами самой науки, то есть путем ее эмпирического анализа и обобщения. Цели позитивистской философии науки: 1) построение научной картины мира, 2) общей методологии научного познания, 3) исследование социальных функций науки. Позитивистская философия науки прошла в своем развитии три этапа: 1) индуктивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль); 2) эмпириокритицизм (Э. Мах, П. Дюгем, А. Пуанкаре и др.); 3) неопозитивизм (логический позитивизм – М. Шлик, Г. Рейхенбах, Р. Карнап и др. и лингвистический анализ языка науки – Л. Витгенштейн, Дж. Остин и др.). Позитивизм  во всех его вариантах не смог правильно решить ни одной из главных проблем философии науки: 1) возникновение и развитие научного знания, 2) обоснование научных законов и теорий, 3) соотношение эмпирического и теоретического знания, 4) взаимосвязь науки и культуры. Причиной этого были узкие и односторонние эмпиристские установки и  философские основания в понимании и истолковании  реального феномена науки.
3.  Ведущим направлением философии науки второй половины XX века явился  постпозитивизм. Он возник в качестве  реакции, с одной стороны, на теоретическую несостоятельность логического позитивизма, а, с другой, как попытка сохранить эмпиризм как эпистемологическое кредо науки. Одним из  создателей  постпозитивизма  К. Поппером  была  разработана фальсификационистская  версия    научного эмпиризма. В ней была предложена принципиально новая  по сравнению со всем прежним позитивизмом трактовка  роли эмпирического знания в науке. Согласно Попперу, главное назначение  эмпирических фактов состоит не в подтверждении истинности научных гипотез и теорий, а в их фальсификации, установлении их ложности. Это имеет место в том случае, когда  следствия научных концепций и теорий  противоречат эмпирическим фактам. Поппер развил также концепцию фаллибилизма, согласно которой все научные теории принципиально ошибочны в силу их стремления к универсальности. Смысл же реальной динамики науки состоит по Попперу  лишь в увеличении информационной емкости сменяющих друг друга теорий. Это все, на что способен научный способ познания действительности. Другими вариантами  постпозитивистской  философии науки явились методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса, анархистская эпистемология науки П. Фейерабенда, эволюционная эпистемология Ст. Тулмина, концепция  неявного и личностного знания в науке М. Полани,  концепция научных революций Т. Куна  и др.  В целом постпозитивизм явно недооценил: а) гносеологическую специфику теоретического уровня знания по сравнению с эмпирическим уровнем научного знания, б) качественное разнообразие различных областей наук и, в частности, нередуцируемость гуманитарных наук к естественнонаучным стандартам научного познания и обратно, в) диалектически системный характер единства науки и научного знания, г) тесную связь  реальной науки с практикой,  использованием ее результатов в развитии техники,  технологий и инновационной экономике.
4.  Одним из главных направлений философии науки ХХ в.  явилась  социально-гуманитарная интерпретация науки (не только процесса научного познания, но также и его результатов). Это направление оказалось представленным несколькими вариантами: концепция культурно-исторической динамики науки, герменевтика, радикальный конструктивизм, когнитивная социология науки, постструктурализм. Гуманитарное направление философии науки подчеркивает существенное влияние, которое оказывает  на развитие и функционирование науки  не только содержание исследуемых ею объектов, но и социокультурные факторы, условия и предпосылки осуществления процесса научного познания. Причем это в равной степени относится как к социально-гуманитарным наукам, так и к естествознанию, математике и техническим наукам.
5.  Одним из ведущих направлений гуманитарной парадигмы современной  философии науки является постструктурализм (постмодернизм). Его представители (Ж. Деррида, Ж. Лакан, Р. Барт, Ю. Кристева и др.) считают, что научный дискурс ничем принципиально не отличается от любого другого дискурса, включая его вненаучные виды (обыденное знание, мифология, философия и др.). Везде имеет место недоговоренность, недообоснованность, субъективность, зависимость от контекста, гетерогенность дискурса. Все эти общие свойства любого дискурса являются следствием коммуникативной природы языка и как следствия - нарративности (повествовательности) любого текста. Постструктурализм стал основой постмодернистской философии науки, претендующий на универсальность и репрезентативность по отношению ко всей современной культуре. Постструктуралисты и постмодернисты явно  недооценивают объектный и технологичный характер  современной науки и научного познания, их успешное применение на практике.
6.  Наиболее обоснованной и  универсальной  концепцией философии  науки представляется  диалектическая концепция  философии науки. Она исходит, во-первых, из идеи единства и вместе с тем качественного разнообразия различных областей науки, видов научного знания   и методов научного познания. Это разнообразие может достигать состояния диалектического противоречия между различными уровнями, единицами и типами научного знания. Все различия не только внутри науки, но и между научным и вненаучным знанием имеют относительный, условный, социально-конструктивный и исторический характер. Это в полной мере относится и к различию между наукой и философией, между научным и философским знанием, граница между которыми и исторически,  и функционально также весьма подвижна и изменчива. Внутреннее единство философии и науки обусловлено их общей причастностью к рациональному познанию и его идеалам. Взаимодействие философии и науки является необходимым условием успешного развития их обеих, оно обусловлено единством сознания и культуры как более широких систем, в которые и  философия и наука входят лишь в качестве  подсистем. Одной из главных проблем диалектической философии науки является исследование механизма и форм реального взаимодействия философии и конкретных наук. Результатом этого взаимодействия является формирование в фундаментальных научных теориях их философских оснований, а также многочисленных и разнообразных по содержанию философских проблем различных наук. Исследование этих оснований и проблем составляет существенную часть предмета современной философии науки. Согласно диалектической концепции, структура современной философии науки в целом изоморфна общей структуре философского знания. Ее образуют такие разделы как онтология науки, гносеология науки, социология науки, праксеология науки, культурология науки, антропология науки, аксиология науки. Важным основанием структурирования современной философии науки является также специфика философской рефлексии, обусловленная качественным различием содержания различных областей научного знания. В соответствии с этим в структуре философии науки выделяют философию естествознания, философию социальных и гуманитарных наук, философию математики и логики, философию технических и технологических наук. Однако в философии науки имеются и сквозные проблемы, относящиеся ко всем ее разделам. Это проблемы природы науки, специфики научного знания, структуры и закономерностей развития науки и научного знания  и др.

Далее:  Глава 2, $1 >>

Все права защищены © Copyright
Философия на mini-portal.ru

Проявляйте уважение!
При копировании материала, ставьте прямую ссылку на наш сайт!

Участник Рамблер ТОП 100