www.Mini-Portal.ru
НОВОСТИ: .............................................
.............................................
.............................................
.............................................
|
Предисловие Философия науки является сегодня одной из наиболее востребованных областей философского знания. И это вполне закономерно, если иметь в виду фундаментальное значение современной науки не только для развития техники и технологий, инновационной экономики и общего информационного пространства глобальной цивилизации, но и для формирования мировоззрения современного человека, которое в существенной степени опирается на научные знания об окружающей человека природной и социальной действительности. При всех исторических и когнитивных ограничениях научного познания именно наука вырабатывает наиболее адекватное, точное, доказательное и эффективное с точки зрения его применения на практике знание. Про науку можно сказать те же слова, которые У. Черчилль произнес о демократии: «Конечно, у нее есть много недостатков, но ничего лучшего человечество пока не придумало». При всей массовости науки и научной деятельности, которая сегодня стала профессией для многих сотен тысяч людей в мире, выработка адекватных и полных представлений о ее сущности, структуре, методах и закономерностях ее функционирования и развития по-прежнему остается одной из весьма дискуссионных философских проблем. Свидетельством тому является то, что ни одна из многочисленных моделей науки и научного познания, предложенных философами и крупными учеными за весьма длительную историю осмысления науки, так и не стала общезначимой. Об этом убедительно свидетельствует как история философия науки, так и ее современное состояние. В чем причины такого по-своему скандального положения дел с осмыслением феномена науки? Можно указать на два рода причин. Первая связана с естественным и неизбежным плюрализмом философских систем, с позиций одной из которых только и возможно осмысление любого целостного и значимого духовного феномена, в том числе и таких как наука и научное познание. Каждая философская система как замкнутая в себе и целостная система мировоззрения опирается на принятые в ней философские категории и представления о мире, сознании, познании, человеке и их взаимоотношении. Естественно, что разная «философская оптика» и, так сказать, разные философские «системы отсчета» приводят к высвечиванию разных образов науки при попытках ее осмысления. Однако это только одна из причин разнообразия философских моделей науки, разных истолкований ее сущности, возможностей и границ научного познания. Другой, не менее значимой причиной плюрализма общих моделей науки и решения в них проблем ее сущности, методов, структуры и развития является чрезвычайно сложная, гетерогенная структура самой реальной науки. Причем, как убедительно показывает история науки, эта структура является эволюционирующей, со временем качественно меняющей свое содержание и основные характеристики: древняя восточная наука, античная наука, средневековая наука, классическая наука (новое время-19век), неклассическая наука(20 век), постнеклассическая наука (конец 20в. – начало 21 в.). Все это качественно различные культурно-исторические типы науки, имеющие не только различное содержание научного знания, но и различные категориальные и ценностные основания научной деятельности. Реальная наука представляет собой сверхсложную систему не только в диахроническом плане, но и при синхроническом подходе к ее рассмотрению в любой момент времени. К качественно различным синхроническим измерениям науки относятся следующие. Во-первых, наука это специальная и достаточно обширная система знания, состоящая при этом из областей, во многом различных не только по содержанию, но и по самим характеристикам составляющего эти области знания (математическое знание, естественнонаучное знание, техническое и технологическое знание, социальные и гуманитарные научные знания). Естественно возникает вопрос: а что есть действительно общего у всех этих видов научного знания и есть ли? Не случайно в традиции западноевропейской науки и философии научным знанием (science) называется преимущественно естественнонаучное знание. Гуманитарное же и социальное знание относят не к science, а числят по ведомству investigations (исследования). Одной из гносеологических причин такого разнесения естественнонаучного и гуманитарного знания по разным ведомствам является их очевидное качественное различие, доходящее до противоположности, существенно различных семантических и логических характеристик этих видов знания. Вторым измерением науки как сверхсложной системы является наличие у науки особой методологической матрицы – системы методов, регулирующих процесс научного познания и все его основные этапы: получение, обоснование, построение, интерпретацию и применение научного знания. Ясно, что в разных видах наук система методов научного познания также существенно отличается друг от друга и далека не только от тождества, но даже от единства. Достаточно сравнить, например, методы математики и методы естественных наук, или методы физики и методы истории или филологии. Поэтому даже применительно только к одному из имеющихся у реальной науки измерений, будь это научное знание или методы научного познания, трудно создать такую его общую модель, с позиций которой одинаково адекватно описывались бы все его элементы и свойства в разных науках. Третьим относительно самостоятельным и вместе с тем необходимым аспектом структуры науки является ее существование в качестве особого социального института, особой социальной системы, в которой отношения между ее членами регулируются определенными правилами и нормами (« этосом науки»), способствующими выполнению наукой ее главного предназначения – производства и применения научного знания во все возрастающих объемах.
Все права защищены © Copyright |
Проявляйте уважение! |
|