www.Mini-Portal.ru
НОВОСТИ: .............................................
.............................................
............................................. Архив новостей: .............................................
|
В отличие от них, диалектическая концепция утверждает относительную самостоятельность и относительную независимость современной науки от философии (как впрочем и наоборот), огромные ресурсы культурной самодостаточности науки в ее функционировании и развитии. С позиций такого диалектического понимания философия, во-первых, является лишь одним из факторов развития реальной науки, во-вторых, действующим на науку избирательно (в основном, на теоретическом уровне научного познания), и, в-третьих, интенсивно влияющим на развитие науки только в период научных революций, в период глубокого кризиса ее фундамента и смены парадигмальных теорий. Таким образом, в противоположность трансценденталистской концепции о фронтальной зависимости научного знания от «истинной философии», диалектическая концепция науки подчеркивает относительный, избирательный и периодический характер этой зависимости. Свою относительную независимость от философии современная наука «компенсирует» своим технологическим характером и мощным «замыканием» на материальную практику и обслуживание ее потребностей (развитие производительных сил общества, его техники и технологий, включая социальные и гуманитарные технологии и др.). Отношение между философией и наукой - это диалектическое единство противоположных, но вместе с тем дополняющих друг друга видов рационального познания. Оно обусловлено прежде всего существенным различием предметов, функций и задач науки и философии. Предмет и цель науки – это объектный мир и точное, объективное знание о его свойствах, отношениях и законах различных групп объектов. Предмет же и цель философии – это отношение человека к миру, разработка рациональной формы мировоззрения человека, основанного на теоретической рефлексии и принятии им определенной системы универсальных ценностей как основы своего поведения (Благо, Истина, Справедливость, Красота, Польза и др.). С одной стороны, очевидно, что рациональное отношение человека к миру не может не основываться на знании тех объективных законов, которые управляют этим миром. Но, с другой стороны, столь же очевидно, что научное знание о мире это лишь только необходимое, но отнюдь не достаточное условие для построения рационального мировоззрении, ибо последнее опирается также и на определенное понимание человека, его глобальных целей и интересов. Ясно, что это понимание не может быть выведено из знания о мире объектов и тем более определено им однозначно. Скорее, наоборот. Сама наука и ее содержание является предметом философской оценки и интерпретации с позиций определенного понимания целей и возможностей человека. И об этом красноречиво свидетельствует вся история науки и регулярная переинтерпретация ее содержания с позиций новой культуры и нового взгляда на человека, его цели и возможности. Таким образом, не только наука принципиально не может быть выведена из истинной философии, ибо имеет собственные детерминанты своего развития, но и рациональная философия не может быть выведена из совокупного научного знания о мире, ибо опирается в своих построениях не только на науку, но и на весь многообразный опыт человеческой жизнедеятельности, на культуру, по отношению которой наука является одним из ее подсистем. Диалектический взгляд на науку и научное познание исходит из необходимого, но, вместе с тем, относительного и условного характера всех различений (в том числе и противоположных) как внутри науки, так и между ней и другими видами знания, в частности, философией. Историческая и функциональная граница между философией и наукой и их содержанием не является абсолютно жесткой, раз навсегда данной и окончательной, а существенно подвижной и относительной как исторически, так и функционально. Однако она всегда существует и имеет своим основанием общую структурированность содержания сознания, наличие в нем различных сфер и уровней (в частности, сфер всеобщего и частного содержания сознания, предметного и ценностного знания и др.). По отношению к частным наукам философия выступает не только как более общий, но и как мировоззренческий вид знания, выполняя по отношению к науке интерпретативную, оценочную, общекультурную и адаптивную функции. Это обусловлено не только тем, что наука является одной из подсистем сознания и культуры, но также и тем, что только в философии, только с помощью философских категорий сознание и культура способны рационально моделировать и осознавать себя как целостные системы. Если согласно позитивистской концепции философия науки должна быть сама одной из конкретных наук (наукой о науке), а согласно трансценденталистской концепции философия науки это имманентная часть философии (чисто философская дисциплина), то диалектическая концепция реализует третью логическую возможность статуса философии науки, считая последнюю особой междисциплинарной областью знания — синтезом философии (в ее трансцендентальном понимании) и науки, единством философского и конкретно-научного знания. Это единство двух разных типов знания, объединенных в философии науки ее предметом, является существенно диалектически противоречивым. Оно и не может быть другим, так как предмет, природа, методы и язык философии, с одной стороны, и предмет, природа, методы и язык науки, с другой, совместимы лишь частично, являясь во многом отрицанием друг друга. Так, предмет философии — отношение бытия и сознания, Я и не-Я, Человека и окружающего его Мира; тогда как предмет науки — свойства, отношения и законы различных объектов, процессов, явлений. Метод философии — спекулятивно-рефлексивный, тогда как метод науки — множество вполне определенных и однозначных средств и методик познания объектов. Язык философии — герменевтический, ценностно-смысловой, существенно многозначный, тогда как язык конкретных наук — семантически более жесткий, однозначный и определенный (по крайней мере, в идеале).
Все права защищены © Copyright |
Проявляйте уважение! |
|