На главную
www.Mini-Portal.ru

..

НОВОСТИ:
..........................................

   HardWare.

   Интернет.

   Технологии.

   Телефоны.

   Нетбуки.

   Планшеты.

   Ультрабуки.
..............................

.............................................

Поиск по сайту:

.............................................

.............................................

.............................................

Архив новостей:
..........................................

.............................................

Яндекс.Погода.
Философия на mini-portal.ru
Далее:  Глава 2, $3 >>

ГЛАВА II. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФИЯ ДЕЙСТВИЯ

§ 2. Чистое “Я” и “не-Я”. Абсолютная деятельность

Фихте, как и Кант, исходит из самосознания, того самого сознания, которое было сформировано в средние века как результат осознания человеком христианской культуры себя  как личности, как “Я”, как нравственное начало разумного существа, своего внутреннего мира. Это самое сознание, самосознание стало отправной точкой для всей последующей европейской философии.

У Фихте самосознание (Я – есть), “Я есмь”, “Я существую” оформляется как родовая сущность человека, как абсолютное, чистое “Я”, которое полагает и себя (“Я”) и свою противоположность (“не-Я”). Теряя эту свою сущность, человек перестает существовать как человек. Это чистое “Я”, абсолютная деятельность, включает в себя единство конечного и бесконечного, индивидуального и абсолютного, человеческого и Божественного.
Весь мир, прежде всего, природа – это порождение “Я”. Но в каком смысле порождение? И мир, и существование мира имеют смысл как бытие, как данность, как объект не сами по себе, а постольку, поскольку существует человек, “Я”. Творение Богом мира оканчивается на человеке, который создан по образу и подобию Творца и, следовательно, наделен творческой силой. Порождение мира, его творение человеком, начинается с осознания человеком себя не как части природы, микрокосмоса, а как личности, существа нравственного, и в этом смысле иноприродного. Начало творения: осознание себя, родовой сущности человека – “Я” полагает “Я” и вследствие этого – выделение, противопоставление себя, человека, “Я”, всему остальному миру; “Я” полагает “не-Я” миру необходимости, прежде всего, природной необходимости, “Я” полагает “не-Я”.

Вечное взаимодействие “Я” и “не-Я” определяет развитие человека, уровень его культурного состояния. Суть этого взаимодействия в преодолении разрыва между должным и сущим, между неизменной сущностью человека, чистым “Я”, человеком свободным, человеком, основывающим свое поведение на нравственном законе, и эмпирическим субъектом “Я”, человеком, живущим в мире природной, экономической и социальной необходимости.

“Не-Я”, мир необходимости – это ограничение, границы “Я”, степень свободы человека. “Я” постоянно наталкивается на эти границы, на сопротивление “не-Я”. Это сопротивление постоянно побуждает “Я” к деятельности, расширению своих границ. “Только твоя деятельность, определяет твою ценность” [61: 648]. В основе этой деятельности лежит нравственный закон. Для Фихте, как человека  протестантской культуры, и человек, и социум, и природа в равной степени включены в сферу нравственных отношений.

 

Далее:  Глава 2, $3 >>

Все права защищены © Copyright
Философия на mini-portal.ru

Проявляйте уважение!
При копировании материала, ставьте прямую ссылку на наш сайт!

Участник Рамблер ТОП 100