На главную
www.Mini-Portal.ru

..

НОВОСТИ:
..........................................

   HardWare.

   Интернет.

   Технологии.

   Телефоны.

   Нетбуки.

   Планшеты.

   Ультрабуки.
..............................

.............................................

Поиск по сайту:

.............................................

.............................................

.............................................

Архив новостей:
..........................................

.............................................

Яндекс.Погода.
Философия на mini-portal.ru
Далее:  Глава 3, $4 >>

ГЛАВА III. От объекта к субъекту, от догматизма к критицизму. От жесткого рационализма к иррационализму.

§ 3. Объективное и субъективное

Как отмечалось уже в начале предыдущего параграфа, ни натурфилософия, ни трансцендентальный идеализм не могут претендовать на полное объяснение мира, завершить картину мира, объяснив его сущность и основные принципы: “то, что называют различными философскими науками, – это или нечто совершенно ложное, или только изображения единого и неделимого целого философии в различных потенциях или под различными идеальными определениями” [76: 6364]. Это два различных философских мировоззрения, которые могут лишь дополнять друг друга, т.к. они объясняют различные области реальности: натурфилософия изучает объективное – природу, точнее, природу как объективное; трансцендентальный идеализм изучает субъективное, духовное, историю самосознания.
Чисто механическое объединение этих различных философских направлений ничего не прибавляет. Мир все равно оказывается разделенным на две части. Для того чтобы добраться до его сущности, т.е. представить мир в его единстве и целостности (ведь природа есть “зримый дух”, дух – “незримая природа” [96: 56]), для этого необходимо выйти на новый уровень философствования, для которого существует не два различных мира, а только один мир, в котором заключается все, между прочим, и то, что в обыденном сознании противополагается как природа и дух. Этот уровень, или способ философствования, Шеллинг называет системой тождества, или философией тождества, уровень, навсегда уничтожающий всякий дуализм и всякое абсолютное единство. “Содержание принципа тождества есть не то единство, которое, вертясь в круге безразличия, бесчувственно, не прогрессивно и безжизненно. То единство, о котором говорит закон тождества, есть единство непосредственно творческое” [75 (1908): 15]. Предметом этого нового философского подхода Шеллинга является тождество субъективного и объективного интеллекта и им порожденного мира. “Система природы является одновременно системой нашего духа” [77: 108].
Шеллинг приходит к выводу, что индивидуальное сознание, мышление “Я” не предшествует природе. Напротив, природа предшествует этому сознанию. “Идеальное в свою очередь должно проистекать из реального и находить в нем свое объяснение” [72: 183]. Сознание есть вторичная, производная реальность. Вот в этом, утверждал Шеллинг, заключается реализм природы, который, в свою очередь, уже издали стремится к той вершине, которой она достигает благодаря разуму.
Если природа существует независимо от нашего субъективного познания, то природа не может существовать, по Шеллингу, независимо от условий познания (аналог кантовского и фихтевского наукоучения). Природа может существовать лишь в качестве познаваемого. Эта идея зависимости природы от условий познания требует пояснения.
Сама природа, по мнению Шеллинга, как таковая существует потому, что она есть необходимое условие самопознания интеллекта над индивидуального интеллекта, который является аналогом фихтевского абсолютного “Я”. В этом интеллекте нет ничего личностного, но это все же интеллект. Вот эта интеллектуальная духовная сущность и лежит в основе природы: “Объективный мир есть лишь изначальная, еще не осознанная поэзия духа” [69: 241].
“Природа должна быть видимым духом, как и дух – невидимой природой” [77: 129], согласно которому “природа есть лишь затвердевший в бытии интеллект (Intelligenz), ее качества есть угасшие в бытии ощущения, тела — как бы умерщвленные созерцания” [77: 344]. Об этом свидетельствуют существование противоположных сил, возможность дедукции пространства и целесообразность природы. Природа и существует для того, чтобы этот интеллект мог самого себя познать. Для этого он создает опредмеченную, овеществленную форму, (природу). Это означает, что природа существует в зависимости от условий познания интеллектом самого себя.
Задача самопознания бессознательного интеллекта – вот принцип существования природы. Вся природа с этой точки зрения рассматривается как совокупность овеществленных, предметных ступеней интеллекта. “Окоченевший интеллект”, “Окаменелый интеллект”, “Застывший интеллект” [см.: 32: 78], – так характеризует Шеллинг природу.
Все качества природы – суть ощущений интеллекта, все тела – суть его созерцания. Процесс познания с этой точки зрения есть процесс припоминания, припоминания интеллектом, достигшим ступени самопознания, всех ступеней, которые он прошел в своем процессе самопознания “оба, познавание и бытие, суть различные отражения одного и того же Абсолюта. Следовательно, истинно и самобытно только единство, лежащее в основе противоположности общего и частного в вещах и той же противоположности в познании, но не бытие или познание, мыслимые как противоположности” [74: 564]. Отсюда, для Шеллинга совершенно естественно положение о полном познании природы, т.к. для этого интеллекта, мышления нет ничего чуждого. В конечном счете, он сам есть – все. Дань пантеизму здесь налицо – “природа в боге, неотделимая, правда, от него, но все же отличная от него сущность” [75: 107].
Шеллинг, основываясь на этом убеждении, приходит к мысли о том, что существует тождество объективного и субъективного. Вся природа в целом есть тождество объективного и субъективного, потому что наряду и в основе объективных форм бытия существует духовная сущность, т.е. субъективное. Каждый продукт природы, каждая ступень ее развития есть тоже тождество субъекта и объекта.
Существует большое различие между видами этого тождества. Оно определяется различными пропорциями объективного и субъективного. В одних произведениях природы больше субъективного, в других – меньше. Линия развития природы, по Шеллингу, характеризуется нарастанием субъективного. Абсолютной точкой, началом такого развития является тот момент, то состояние, когда объективное равно субъективному. Это изначальное тождество характеризуется уравновешенностью объективного и субъективного. Потом начинается преобладание какого-то изначала, это и порождает различные области реальности.
Итак, линия развития природы: вначале существует исходное тождество, затем оно порождает природу, где каждая последующая ступень этой потенции является более высоким тождеством объективного и субъективного. С появлением человеческого сознания и общественной жизни наблюдается более полное раскрытие принципа тождества – тождества субъективного с субъективным через объективное.
В заключение необходимо заметить, что Шеллинг, разрабатывая принцип развития как универсальный принцип, излагает его не совсем последовательно. Камнем преткновения является проблема, связанная с состоянием абсолютной индифференции, т.е. с изначальной точкой, где полностью уравновешены противоположности. “В круге, из которого все вытекает, нет противоречия в том, что то, чем порождается другое, само в свою очередь порождается последним. Здесь нет ничего первого, нет ничего последнего, ибо все здесь взаимно предполагает друг друга, одно не обособленно от другого, но и не слито с ним” [75: 108]. Возникает вопрос: как нарушается равновесие, где импульс выведения этого тождества на более высокую ступень, т.е. где сам источник развития. Эта проблема остается неразрешимой для Шеллинга, как и “тайна Престола Господня”, впрочем, не только для Шеллинга.
Если бы Шеллинг не исходил из пантеистического понимания Бога, а откровенно признал традиционное для христианства соотношение Бога и Мира, то такой проблемы  бы не было. Трансцендентный Бог, Творец не нуждается в импульсе, источнике развития, он сам есть источник всего, совершенный Творец есть сам источник развития, абсолютная свобода воления. И только тварное нуждается в импульсах и источниках. Отождествив Творца и творение в самом начале своего творчества, Шеллинг до конца жизни попал в плен пантеизма. “Я называю разумом абсолютный разум, или разум, поскольку он мыслится как полная индифференция субъективного и объективного”. “Вне разума нет ничего, но в нем – все” [см.: 75].
Философия тождества снимает противоположность натурфилософии и трансцендентального идеализма, создает новый тип философского мировоззрения и, по мнению Шеллинга, выводит философию на должный уровень. В скорости, после завершения работы над “Философией тождества”, Шеллинг объявляет ее негативной философией, подчеркивая тем самым, что она является пропедевтикой перед созданием позитивной философией религии, философией откровения. Своей философией тождества Шеллинг не открывает ничего нового, он как бы повторяется, придает более целостное выражение той мысли, из которой он исходит с момента своего самостоятельного творчества, мысли о том, что весь мир в свернутом виде потенциально находится в абсолюте. Задача философии тождества более теоретична (в философском отношении): раскрыть эту мысль. Шеллинг, как философ, успокаивается на этом результате и выступает как теолог. Его ученик Гегель разрабатывает эту мысль до уровня целостной, логически стройной, разветвленной, охватывающей все сферы бытия, философской системы. Представив эту идею в области чистой мысли как достаточно полную и стройную систему философских категорий (“наука логики”), он с ее помощью исследует природное бытие (“философия природы”) и общественное бытие (“философия духа”), но это не стало продолжением шеллинговской философии, т.к. основа была уже другая; то, чего не удалось сделать Шеллингу, а именно, диалектика как учение о развитии.

Далее:  Глава 3, $4 >>

Все права защищены © Copyright
Философия на mini-portal.ru

Проявляйте уважение!
При копировании материала, ставьте прямую ссылку на наш сайт!

Участник Рамблер ТОП 100